Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
N А-228-17-11 (опубликовано 13 сентября 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N А-228/17-11 по признакам нарушения муниципальным учреждением "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ходе анализа материалов, поступивших из отдела контроля размещения государственного заказа в результате рассмотрения жалоб РПКЦ "Спутник" и ООО "Финлайн" на действия заказчика в лице муниципального учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан при размещении заказа путем проведения открытого конкурса "Оказание комплексных инженерных услуг в области проектно-строительных работ для проекта "Система контроля автотранспортных потоков на въездах в г. Стерлитамак" со сдачей "под ключ" установлено следующее.
24.03.2011 муниципальным учреждением "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан на официальном сайте Российской Федерации опубликован заказ N 0301300016311000003 "Оказание комплексных инженерных услуг в области проектно-строительных работ для проекта "Система контроля автотранспортных потоков на въездах в г. Стерлитамак" со сдачей "под ключ".
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о размещении заказов), в случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2. В соответствии с частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Согласно техническому заданию конкурсной документации, комплекс работ включает в себя: проектирование, изыскательские работы, поставку оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы для создания "Системы автоматического контроля автотранспорта на территории г. Стерлитамак".
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, влекущим выдачу предписания о внесении изменений в документацию о торгах. Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Так контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и строительно-монтажных работ является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов в связи с тем, что заказчиком неустановлен объем работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта. Кроме того, выполнение указанных работ является различными товарными рынками и объединение данных работ в единый лот приводит к ограничению количества участников размещения и является нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Объединив в один лот проектные работы и строительно-монтажные работы, заказчик также нарушил часть 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, так как строительно-монтажные работы относятся к коду 450000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, и включены в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Также Башкортостанским УФАС России установлено, что в нарушение части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществлена конкурсной комиссией не в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, о чем свидетельствует протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 11.05.2011, содержащий иные критерии оценки.
Таким образом, своими действиями муниципальное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан нарушило порядок определения победителя торгов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
На заседании Комиссии представителем муниципального учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан вменяемое ему нарушение антимонопольного законодательства признано.
Таким образом, в действиях муниципального учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан имеются нарушения частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка определения победителя и ограничения доступа к участию в торгах.
На основании изложенного, руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать муниципальное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан <_> нарушившим части 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения победителя и ограничения доступа к участию в открытом конкурсе "Оказание комплексных инженерных услуг в области проектно-строительных работ для проекта "Система контроля автотранспортных потоков на въездах в г. Стерлитамак" со сдачей "под ключ".
<_>
2. Выдать муниципальному учреждению "Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак" Республики Башкортостан <_> предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N А-228-17-11 (опубликовано 13 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016