Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 95-ФАС22-Р/07-13 (опубликовано 6 августа 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<_>
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 95-ФАС22-Р/07-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на улицах города Бийска рекламы мероприятия "Пятница развратница" в ночном клубе "Зефир", в которой усматриваются признаки нарушения ч.6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе"),
в присутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -рекламодателя - ООО "ФудМастер" (659300, Алтайский край, г.Бийск, ул.Сенная, 104/1), в лице генерального директора А;
в отсутствие заявителя - Администрация города Бийска Алтайского края (659306, Алтайский край, г.Бийск, 659306, ул.Ленина, 250). установила:
Представитель заявителя - Администрации города Бийска Алтайского края на рассмотрение дела не явился.
В силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица, в связи с тем, что заявитель, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В Алтайском краевом УФАС России на рассмотрении находится заявление Администрации города Бийска Алтайского края, направленное по подведомственности Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о рекламе мероприятия "Пятница развратница" в ночном клубе "Зефир" (вхд. N 4141 от 28.05.2013 г.).
Указанная реклама содержит следующую информацию: "ZEFIRnightclub 19 апреля ПЯТНИЦА РАЗВРАТНИЦА Танцевальный треш специально для тебя. Супер откровенные танцы + стриптиз на барной стойке. Не стандартное обслуживание полуобнаженными девушками. ВНИМАНИЕ!!! Вход девушкам до 00:00 бесплатно, после 00:00 всем 200р. Заказ столов: <_>" и присутствует изображение женских ягодиц в прозрачном кружевном нижнем белье черного цвета.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламойпонимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектомрекламированияпонимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются: ночной клуб "Зефир", а также мероприятие "Пятница-развратница", проводимое в указанном клубе.
Из материалов, представленных Администрацией города Бийска, установлено, что указанная реклама размещалась 18-19 апреля 2013 г. в г.Бийске, а именно: на тумбе, расположенной справа от входа в Детскую художественную школу по ул.Ленина, 240 - напротив находится МБОУ "Гимназия N 11", по ул.Ленина, 139.
В соответствии с ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Правовое регулирование рекламной деятельности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы.
В 1995 г. основан Общественный совет по рекламе, который в 2000 г. преобразован в Рекламный совет России - орган саморегулирования рекламной деятельности.
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
В 2000 г. членами Совета разработан и введен в действие Российский рекламный кодекс.
В его основу положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты.
Исходя из понятий и норм, заложенных в Российском рекламном кодексе, Международном кодексе рекламной деятельности, любая реклама должна быть законной, пристойной, корректной и достоверной.
Современная реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом и должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности. Никакая реклама не должна оказывать отрицательное влияние на доверие общественности к рекламной деятельности.
Термин "этичность рекламы" трактуется как соответствие формы и содержания рекламной информации, условий, порядка, времени и способов ее распространения правилам этики, т.е. совокупности норм поведения, традиций и моральных принципов, сложившихся в обществе.
В Федеральном законе "О рекламе" требования к этичности рекламы установлены частью 6 статьи 5, в соответствии которой в рекламе не допускается использование непристойных образов.
При применении указанной нормы необходимо исходить из смысла и содержания используемых в ней терминов.
Непристойность - все шокирующее, явно ранящее и открыто оскорбляющее скромного и воспитанного человека. Это могут быть жесты, слова и выражения, поступки, одежда или ее отсутствие, изображения и предметы. Понятие непристойности, граница между пристойностью и непристойностью - характеристики, тесно связанные с вопросами нравственности, этики и сложившегося в обществе этикета.
С наружной рекламой в городе не может контактировать ограниченная какими-либо характеристиками группа людей, она предназначена для широкого круга потребителей рекламы (как активных, так и пассивных потребителей), в связи с чем, при ее распространении необходимо учитывать мнение различных слоев населения.
Жители города негативно относятся к указанной рекламе, что подтверждается материалами, представленными Администрацией города Бийска (вхд. N 4629 от 13.06.2013 г.).
На основании изложенного, реклама, распространяемая на улицах города, в близи учебных заведений, содержащая изображение женских ягодиц в прозрачном кружевном нижнем белье, содержит признаки нарушения ч.6 ст. 5 федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.6 ст. 5 настоящего закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "ФудМастер", что подтверждается письменным пояснением директора указанного юридического лица - А. (вхд. N 5085 от 01.07.2013 г.).
Согласно указанному пояснению, изготовлением и разработкой плакатов ночного клуба "Зефир" занимался Арт-директор ООО "Фудмастер" Л., данная работа входила в его должностные обязанности. Распространением и расклейкой плакатов также занимался Арт-директор ООО "Фудмастер" Л. 30.04.2013 г. Л. уволен по собственному желанию.
Согласно отзыву генерального директора ООО "ФудМастер" А. на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (вхд. N 5801 от 25.07.2013 г.), Общество не отрицает свою вину в совершении данного нарушения. Ночной клуб "Зефир", как и ООО "ФудМастер" прекратил свою деятельность в мае 2013 г. Оплата штрафа в случае вынесения решения о привлечении Общества к административной ответственности будет являться непосильной ношей для предприятия. Виновные в совершении данного нарушения должностные лица, на момент возбуждения настоящего дела, уволены и привлечь их к административной ответственности в соответствии с нормами Трудового кодекса не является возможным.
На заседании Комиссии генеральный директор ООО "ФудМастер" А. признала нарушение Федерального закона "О рекламе", поддержав позицию, изложенную письменно. Кроме того пояснила, что в настоящее время ООО "ФудМастер" не ведет никакой хозяйственной деятельности, хотя Общество не ликвидировано.
Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении на улицах города Бийска рекламы мероприятия "Пятница развратница" в ночном клубе "Зефир", рекламодателем - ООО "ФудМастер" нарушены требования ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламумероприятия "Пятница развратница" в ночном клубе "Зефир", размещенную на улицах г.Бийская, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - ООО "ФудМастер" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС для возбуждения в отношении генерального директора ООО "ФудМастер" А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 июля 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 119 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
25 июля 2013 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<_>
Члены Комиссии:
<_>
на основании своего решения от 25 июля 2013 г. по делу N 95-ФАС22-Р/07-13 о признании ООО "ФудМастер" нарушившим требования ч.6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении на улицах города Бийска рекламы мероприятия "Пятница развратница" в ночном клубе "Зефир", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ФудМастер" (659300, Алтайский край, г.Бийск, ул.Сенная, 104/1), в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации, а именно прекратить распространять ненадлежащуюрекламу мероприятия "Пятница развратница" в ночном клубе "Зефир".
2. ООО "ФудМастер" (659300, Алтайский край, г.Бийск, ул.Сенная, 104/1), представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 августа 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 95-ФАС22-Р/07-13 (опубликовано 6 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016