Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 4/05-78 (опубликовано 6 августа 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/78 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы блюд японской кухни при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ООО "МАЯК Хабаровск", установила:
Хабаровским УФАС России 19 июля 2013 года отслежена реклама доставки блюд японской кухни следующего содержания: "Заказывайте доставку роллов в "Токио Стрит" и получайте каждый третий ролл бесплатно. Доставка "Токио Стрит". Звоните 94-44-89. Заказ на сайте: www.tokiostreet.rf", распространяемая в эфире радиостанции "Маяк FM в период с 01 июля по 31 июля 2013 г.
Реклама направлена на привлечение внимания потребителя к возможности приобрести блюда японской кухни дистанционным способом продажи по указанному телефону доставки.
В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во- первых отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром, либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).
Согласно Правил продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила) продажа товаров дистанционным способом- это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама знакомит покупателя с описанием товара посредством распространения ее в эфире радиостанции "Маяк FM", исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром, либо образцом товара при заключении договора в порядке получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" распространяемая реклама по доставке блюд японской кухни в эфире радиостанции "Маяк FM не содержит перечисленных выше требований.
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
В процессе рассмотрения дела директор ООО "МАЯК Хабаровск" с выявленным нарушением согласилась.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является ООО "МАЯК Хабаровск".
Данный факт подтверждается договором на проведение рекламной компании N 25/13 от 01.07.2013 г., заключенным между ООО "Кэпитал Кафе" и ООО "Маяк Хабаровск", медиапланом размещения рекламы на радио "Маяк FM", счетом N 124 от 01.07.2013 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу:
- "Заказывайте доставку роллов в "Токио Стрит" и получайте каждый третий ролл бесплатно. Доставка "Токио Стрит". Звоните 94-44-89. Заказ на сайте: www.tokiostreet.rf",
распространяемую в эфире радиостанции "Маяк FM в период с 01 июля по 31 июля 2013 г., поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "МАЯК Хабаровск" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 06 августа 2013 года по делу N 4-05/78 о признании ненадлежащей блюд при дистанционном способе их продажи, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "МАЯК Хабаровск" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно: распространение рекламы блюд при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе"
2. ООО "МАЯК Хабаровск" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 16 августа 2013 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4/05-78 (опубликовано 6 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016