Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 5 февраля 2015 г. N К-11/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - <_> заместителя руководителя Адыгейского УФАС России, членов Комиссии УФАС: главного специалиста - эксперта Управления <_> ведущих специалистов - экспертов Управления <_> и <_> с участием представителей: ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница" <_> (доверенность от 02.02.2016 г.), ГБУЗ РА "ЦРБ Гиагинского района" <_> (доверенность от 11.01.2016 года), ГБУЗ РА "ЦРБ Тахтамуайского района" <_> (доверенность от 15.12.2015 года), ГБУЗ РА "ЦРБ Майкопского района" <_> (доверенность от 04.02.2016 года), ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая инфекционная больница" <_> (доверенность от 04.02.2016 года), ГБУЗ РА "Адыгейский республиканский Дом ребенка" <_> (доверенность от 05.02.2016 года), ГБУЗ РА "Санаторий для детей "Росинка" <_> (доверенность от 04.02.2016 года) (далее - Заказчики), рассмотрев жалобу ООО "Новация - Агро" (далее - Заявитель) от 26.01.2016 N 10 на действия заказчиков учреждений здравоохранения Республики Адыгея по итогам электронного аукциона N 0176200005515002177 на поставку говядины первой категории для нужд учреждений здравоохранения Республики Адыгея. (закупка для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, совместный электронный аукцион), на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
Комитет Республики Адыгея по регулированию контрактной системы (далее - Уполномоченный орган) разместил 04.12.2015 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) извещение и документацию аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 276 470,00 рулей.
02.02.2016 года в Адыгейское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что в протоколе подведения итогов аукциона по результатам рассмотрения единой комиссией Уполномоченного органа вторых частей заявок на участие в аукционе ООО "Новация - Агро" признано победителем аукциона, в связи с чем Заказчиками были направлены в установленном порядке проекты контрактов без подписей сторон, которые подписаны Заявителем 18.01.2016 года и отправлены на подписание заказчикам, при этом в последний день, регламентированный Законом о закупках для подписания поставщиком контракта -19.01.2016 года, заказчикам было предоставлено обеспечение исполнения контракта (безотзывная банковская гарантия N 118-2/1-2016 от 19.01.2016 года), однако, 19.01.2016 года Заказчиками на официальном сайте размещены протоколы об отказе от заключения контрактов на основании части 5 статьи 96 Закона о закупках, в которых указано, что причиной отказа от заключения контракта является отсутствие сведений об обеспечении исполнения контракта, при этом Заявитель отметил, что безотзывная банковская гарантия, приложенная в качестве обеспечения исполнения контракта, была включена в реестр банковских гарантий в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 45 Закона о закупках. Заявитель в жалобе также отметил, что 18.01.2016 года в следствии технических неполадок внутри КБ "Еврокапитал - Альянс" не представлялось возможным направить одновременно с заявкой банковскую гарантию, но тем не менее в сроки, предусмотренные законодательством, она была направлена заказчикам и были предприняты меры, направленные на устранение допущенного нарушения. Заявитель указывает в жалобе, что он не имел умысла на уклонение от заключения контракта и им предприняты меры на подготовку и исполнение контрактов: оформлено обеспечение исполнения контракта, заключены предварительные соглашения с транспортными компаниями, осуществляющими поставку товаров, в связи с чем в действиях заявителя не содержится признаков недобросовестности (таких как злоупотребление и умышленность). Заявитель также отметил, что он имеет опыт успешно выполненных контрактов, а со стороны заказчиков к нему не было претензий.
По мнению Заявителя решения заказчиков о признании Заявителя уклонившимся от заключения контрактов являются необоснованными, в связи с чем он просит приостановить закупку в части заключения контрактов, отменить протоколы об отказах от заключения контрактов, выдать предписание о не внесении ООО "Новация - Агро" в реестр недобросовестных поставщиков.
Адыгейским УФАС России были направлены заказным письмом с уведомлением, электронной почтой 02.02.2016 года уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителю, Уполномоченному органу, Заказчикам (а также информация о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителя размещена на официальном сайте и передана телефонограммой Заявителю и заказчикам), при этом директором ООО "Новация - Агро" <_> было направлено в Адыгейское УФАС России письмо от 02.02.2016 года N13 о получении уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы, которое содержало информацию о том, что явка представителя будет обеспечена для участия в рассмотрении жалобы, однако, представитель Заявителя для участия в рассмотрении жалобы не явился.
Комиссия УФАС, проведя проверку документов, представленных Уполномоченным органом и Заказчиками, установила, что в соответствии с протоколом от 30.12.2015 года N2133/2-А единой комиссии Уполномоченного органа по подведению итогов аукциона признаны соответствующим установленным требованиям 4 участника закупки, при этом участник закупки ООО "Новация - Агро" с порядковым номером заявки 7 в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о закупках признан победителем аукциона, с ценой контракта 4 267 990,7 рублей (начальная (максимальная) цена контракта в ходе аукциона снижена ООО "Новация - Агро" на 32%).
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Комиссией УФАС установлено, что Заказчиками были в установленном порядке размещены в единой информационной системе проекты контрактов, при этом регламентированный срок подписания поставщиком контрактов в соответствии с Законом о закупках был установлен до 19.01.2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о закупках: "Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
Согласно частям 2 - 3 статьи 37 Закона о закупках: "2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи".
Частью 6 статьи 37 Закона о закупках установлено: "Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола".
Согласно части 13 статьи 70 Закона о закупках: "Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта)".
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках, а в силу части 5 статьи 96 Закона о закупках, в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Заявитель направил Заказчикам 18.01.2016 года (19.01.2016 года - ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница") подписанный проект контракта без обеспечения исполнения контракта, с приложением файла "обеспечение исполнения контракта", который не открывался (при этом в регламентированный срок подписания контрактов поставщиком 19.01.2016 года в реестре контрактов безотзывная банковская гарантия поставщика отсутствовала, на счета заказчиков от поставщика не поступали денежные средства в качестве обеспечения исполнения контрактов, а также сведения, предусмотренные частью 3 статьи 37 Закона о закупках, поставщиком не направлялись).
В связи с тем, что Заявителем был подписан контракт, но не было предоставлено обеспечение исполнения контракта, заказчиками (за исключением ГБУЗ РА "Санаторий для детей "Росинка") на основании части 6 статьи 37 Закона о закупках оформлены протоколы об уклонении поставщика от заключения контрактов, т.к. поставщиком не предоставлено обеспечение исполнения контракта в соответствии с требованиями части 5 статьи 96 Закона о закупках, которые были размещены на официальном сайте 19.01.2016 года.
Таким образом, у Заказчиков в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках (часть 13 статьи 70, часть 5 статьи 96, часть 6 статьи 37 Закона о закупках) были законные основания для отказа от подписания контрактов, поскольку обеспечение контракта не было предоставлено Заявителем в срок, регламентированный для подписания им контрактов (для подтверждения указанного фата заказчиками предоставлены Комиссии УФАС скриншоты, сделанные из личных кабинетов на официальном сайте).
Комиссией УФАС установлено, что КБ "Еврокапитал - Альянс", выпустившим безотзывную банковскую гарантия N 118-2/1-2016 от 19.01.2016 года, включил в реестр банковских гарантий сведения о ней 20.01.2016 года в соответствии с частью 11 статьи 45 Закона о закупках, согласно которой банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 указанной статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.
Таким образом, в день подписания поставщиком проектов контрактов 18.01.2016 года (в т.ч. и в регламентированный срок, установленный поставщику для подписания контракта 19.01.2016 года), в реестре банковских гарантий безотзывной банковской гарантии N 118-2/1-2016 от 19.01.2016 года не было.
Комиссия УФАС, проверив информацию, содержащуюся в реестре банковских гарантий, установила, что в безотзывной банковской гарантии N 118-2/1-2016 от 19.01.2016 года, размещенной в реестре банковских гарантий 20.01.2016 года, обеспечение контракта указано в размере, указанном в документации аукциона (313823,00 руб.), однако, цена контракта победителем аукциона снижена 32 %, в связи с чем оно должно быть предоставлено с учетом положений п. 27 Информационной карты документации аукциона, статьи 37 Закона о закупках, согласно которых если цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, либо поставщиком должна была предоставлена информация, подтверждающая добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о закупках.
Таким образом, размер обеспечения контрактов в безотзывной банковской гарантии N 118-2/1-2016 от 19.01.2016 года, сведения о которой размещены в реестре банковских гарантий 20.01.2016 года, не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, п. 27 Информационной карты документации аукциона, статье 37, части 3 статьи 70 Закона о закупках.
Комиссией УФАС установлено, что обеспечение исполнение контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, не было перечислено также на счета заказчиков, как следует из представленной заказчиками информации, а также поставщиком не была предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о закупках.
Согласно протоколам отказа Заказчиков от заключения контрактов, подписанных и размещенных на официальном сайте заказчиками 19.01.2016 года, поставщик был признан уклонившимся от заключения контрактов в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о закупках, т.к. им не предоставлено в установленный для заключения контракта срок обеспечение исполнения контракта.
Согласно частям 5 и 6 статьи 45 Закона о закупках: "5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Вместе с тем, заказчик - ГБУЗ РА "Санаторий для детей "Росинка", как установлено в ходе рассмотрения жалобы по существу, не проверил в соответствии с требованиями части 5 статьи 45 Закона о закупках банковскую гарантию и заключил контракт без предоставления Заявителем надлежащего обеспечения контракта, нарушив при этом положения части 5, пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о закупках, части 4 статьи 96 Закона о закупках, при этом указанный контракт был расторгнут по соглашению сторон 03.02.2016 года.
Таким образом, исходя из перечисленных выше норм Закона о закупках, а именно, части 13 статьи 70 Закона о закупках, согласно которой победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта), части 4 статьи 96 Закона о закупках, согласно которой контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках, а также части 5 статьи 96 Закона о закупках, согласно которой в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник признается уклонившимся от заключения контракта, заказчиками приняты правомерно решения об отказе от заключения контракта с поставщиком, т.к. им не предоставлено в установленный Законом о закупках срок надлежащее обеспечение исполнения контракта.
С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС считает жалобу Заявителя необоснованной, т.к. не находит оснований для вывода о неправомерности решения заказчиков о признании ООО "Новация - Агро"" уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что Заявитель не представил надлежащего обеспечения исполнения контрактов в регламентированный для подписания контрактов срок.
Комиссия УФАС, на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о закупках, Административным регламентом решила:
1. Признать жалобу ООО "Новация -Агро" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ РА санаторий для детей "Росинка" нарушение части 5, пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о закупках.
3. Передать руководителя Адыгейского УФАС России материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношении должностного лица Заказчика ГБУЗ РА "Санаторий для детей "Росинка".
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 5 февраля 2015 г. N К-11/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016