Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 9 февраля 2016 г. N 04-18/17-2016
Резолютивная часть решения объявлена "04" февраля 2016
Решение в полном объеме изготовлено "09" февраля 2016
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Карельского УФАС России) в составе:
<_> - заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_>- член Комиссии, главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в отсутствии представителей:
заявителя ООО "Юган" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
заказчика - ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" <_> (доверенность от <_> в деле) <_> (доверенность от <_> в деле);
рассмотрев жалобу ООО "Юган" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, надлежащему содержанию и текущему ремонту дома (извещение N 0306100000216000029) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
По мнению Заявителя, в нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены незаконные требования к участникам закупки, а именно наличие лицензии на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Указанная лицензия необходима при заключении контракта (договора) на управление многоквартирными домам, вместе с тем, предметом государственного контракта является - оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, надлежащему содержанию и текущему ремонту дома.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит Карельское УФАС России выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом от 03.02.2016 N 21/103/34-697 даны письменные пояснения, по доводам, изложенным в жалобе.
Документация об электронном аукционе разработана заказчиком в соответствии с нормами статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ и Законом о контрактной системе.
ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" - это федеральный орган исполнительной власти, источником финансирования которого является средства, выделенные из федерального бюджета в установленном порядке в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Для федеральных органов порядок по отбору управляющей организации Правительством Российской Федерации, не установлен.
В связи с вышеизложенном, данная закупка размещена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
С учетом того, что государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, надлежащему содержанию и текущему ремонту дома - это фактически "договор управления многоквартирным домом" (статья 162, часть 1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ), то согласно части 1.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, то согласно части 1.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществлении, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного Кодекса РФ случая.
Таким образом, жалоба ООО "Юган" является не обоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
Извещение размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 19.01.2016.
Заказчик: ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия".
Предмет контракта: оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, надлежащему содержанию и текущему ремонту дома.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 338 244,24 рублей.
Выслушав пояснения представителей Заказчика, изучив информацию, размещенную на официальном сайте "www.zakupki.gov.ru", Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статья 163 Жилищного Кодекса РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Представитель заказчика на рассмотрении жалобы ООО "Юган" указал, что по результатам проведения аукциона будет заключен государственный контракт на управление многоквартирным домом, во исполнение обязанности установленной в части 2 статьи 161 Жилищного Кодекса.
По мнению, представителя Заказчика требования о проведении открытого конкурса, установленные в части 2 статьи 163 Жилищного Кодекса РФ на ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" не распространяются, поскольку доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет сто процентов, а не более чем пятьдесят процентов
Карельским УФАС России, установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 163 Жилищного Кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, Правительством Российской Федерации не установлен и соответствующего нормативного правового акта, регулирующего указанный порядок, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В случае если доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Таким образом, правоотношения по выбору управляющей организации путем проведения открытого конкурса урегулированы статьей 161 Жилищного кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Следовательно, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, необходимо руководствоваться положениями указанных нормативных правовых актов жилищного законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" под конкурсом на управление многоквартирным домом понимается - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс, тогда как при проведении аукциона в электронной форме в порядке определенном Законом о контрактной системе объем работ и услуг не меняется, а происходит пошаговое уменьшение начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в нарушении статьи 1, части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика услуг по управлению многоквартирным домом, путем проведения электронного аукциона в порядке, определённом главой 2 "Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведений конкурсов и аукционов" Закона о контрактной системе, поскольку выбор организации для заключения договора управления многоквартирным домом осуществляется путем проведения открытого конкурса в порядке определенном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, решила:
Признать жалобу ООО "Юган" на действия Заказчика - ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, надлежащему содержанию и текущему ремонту дома (извещение N 0306100000216000029) обоснованной.
В действиях Заказчика содержится нарушение 1, части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона (извещение N 0306100000216000029).
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-19/06/17-2016
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
04 февраля 2016 г. г. Петрозаводск
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<_> - Заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_>- член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_>- член Комиссии, главный специалист - эксперт контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
на основании Решения N 04-18/17-2016 от 04 февраля 2016 года, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), предписывает:
1. Заказчику - ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем аннулирования электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, надлежащему содержанию и текущему ремонту дома (извещение N 0306100000216000029).
2. Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание - 5 рабочих дня с момента его получения.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить до "22" февраля 2016 г., представив в Карельское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 9 февраля 2016 г. N 04-18/17-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016