Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 5 февраля 2016 г. N 02/2384/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей:
АО "СПб ЭС" (далее - Организатор закупки),
ООО "Навигатор-СБС" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-СБС" (вх.N2027/16 от 28.01.2016) на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ для создания внешней схемы электроснабжения объекта ЗАО "ЖБКиД" по адресу: СПб, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276 (извещение N31503171906, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
29 декабря 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31503171906 о проведении открытого запроса предложений на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ для создания внешней схемы электроснабжения объекта ЗАО "ЖБКиД" по адресу: СПб, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276, включая документацию об открытом запросе предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "СПб ЭС" (далее - Положение о закупках), утвержденным решением Совета директоров АО "СПб ЭС" от 29.04.2015 г., на момент размещения Закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
28 371 739,24 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
29.12.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
20.01.2016 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
01.02.2016 в 17:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, каб. 929 |
2. Доводы жалобы:
1) Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Организатор закупки нарушил принципы обеспечения прозрачности и гласности закупки, не предоставив возможности Заявителю, присутствовавшему при процедуре вскрытия конвертов, возможность удостовериться в целостности представленных к участию в Закупке конвертов с заявками участников.
2) Заявитель в жалобе сообщает, что, по его мнению, закупочная комиссия Организатора закупки (далее - Закупочная комиссия) неправомерно отклонила заявку ООО "Навигатор-СБС" от участия в Закупке, мотивировав свое решение отсутствием в заявке ООО "Навигатор-СБС" указаний на сроки выполнения работ.
3) Заявитель полагает, что Закупочная комиссия неправомерно допустила к участию в Закупке заявку участника ООО "ЭЦ СП", не представившего в составе заявки обеспечение исполнения предложения, предусмотренное п. 4.5.4.1 Закупочной документации.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N78/1799/16 от 02 февраля 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения. Также Организатором закупки представлен договор N10/С от 01.02.2016, заключенный Организатором закупки с ООО "ПЕТРОЭНЕРГОКОМПЛЕКС" по итогам Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АО "СПб ЭС" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
По первому доводу жалобы Заявителя:
В соответствии ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с п.п. 8, 11 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочной документацией и Положением о закупках порядок проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками участников Закупки не предусматривает обязанности должностных лиц Организатора закупки каким-либо образом предоставлять лицам, присутствующим при процедуре вскрытия конвертов, возможность удостовериться в целостности представленных к участию в Закупке конвертов с заявками участников.
Нормами Закона N223-ФЗ такая обязанность для заказчиков или организаторов торгов также не установлена, представитель Заявителя в жалобе сослался на ч. 1 ст. 1 Закона N223-ФЗ, согласно которой целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, вместе с тем, указанная норма описывает цели регулирования Закона N223-ФЗ, но не является регулятивной по сути.
Таким образом, первый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
По второму доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 5.4. Закупочной документации установлена Форма Графика производства работ, которую участник обязан представить в составе заявки на участие в Закупке, имеющая следующий вид:
Приложение 3 к письму о подаче оферты
От "____" ________________г. N__________
График производства работа
Наименование и адресу Участника: _________________________.
Начало выполнения работ: ________________________________.
Окончание выполнения работ: _____________________________.
N |
Наименование Работ, этапа Работ |
Начало Работ, этапа Работ |
Окончание Работ, этапа Работ |
Стоимость Работ, этапа Работ, рублей (в т.ч. НДС) |
График производства Работ, в нед. (дн., мес.) |
|||
|
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
(стоимость указывается в рублях с указанием двух знаков после запятой)
Согласно п. 5.4.2. Закупочной документации Организатором закупки размещена инструкция по заполнению указанной формы, а именно:
Участник указывает дату и номер Предложения в соответствии с письмом о подаче оферты (подраздел 5.1.).
Участник указывает свое фирменное наименование (в т.ч. организационно-правовую форму) и свой адрес.
В данном Графике производства работ приводятся расчетные сроки выполнения всех видов работ в рамках Договора, перечисленных в Смете расходов (подраздел 5.4.).
Для указания сроков против каждого этапа/подэтапа следует указать какой-либо знак или затемнить соответствующее число граф, например:
N п/п |
Наименование этапа |
График производства работ, в нед. (дн., мес.) |
||||||||
_ |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
_ |
||
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Работа 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Работа 3.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Работа 3.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Работа 3.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Работа 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сроки выполнения работ рассматриваются в соответствии с Федеральным Законом РФ N107-ФЗ от 03.06.2011 г.
График может быть также подготовлен с использованием программного обеспечения управления проектами (типа Microsoft Project и т.п.).
Согласно Протоколу N1107/1 рассмотрения, оценки, сопоставления заявок участников Закупки от 25.01.2016 г Закупочная комиссия приняла решение об отклонении заявки ООО "Навигатор-СБС" по причине отсутствия в заявке сроков выполнения работ в Графике производства работ (Приложение N3 к письму о подаче оферты).
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив состав заявки ООО "Навигатор-СБС", а именно представленную в составе заявки Форму Графика производства работ, установила, что Заявителем в Графике производства работ были указаны сроки выполнения работ, а форма Графика производства работ была заполнена в соответствии с инструкцией по заполнению указанной формы, предусмотренной п. 5.4.2. Закупочной документации.
Таким образом по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неправомерным решение Закупочной комиссии об отклонении заявки ООО "Навигатор-СБС" по основанию, указанному в Протоколе N1107/1 рассмотрения, оценки, сопоставления заявок участников Закупки от 25.01.2016 г, вследствие чего усматривает в действиях Закупочной комиссии по неправомерному отклонению заявки ООО "Навигатор-СБС" от участия в Закупке нарушения п. 2. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требований нормы статьи.
По третьему доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с п. 4.5.4.1 Закупочной документации Заказчик вносит обязательное требование обеспечения исполнения предложения Участника в размере 10 (Десяти) % от начальной (предельной) цены открытого запроса предложений, что составляет 2 837 173,92 (Два миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сто семьдесят три рубля 92 копейки), НДС не облагается, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Заказчика.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив состав заявки ООО "ЭЦ СП", установила, что участником ООО "ЭЦ СП" обеспечение заявки на участие в Закупке перечислено не было, вместо чего ООО "ЭЦ СП" в составе заявки представило письмо с просьбой о перезачете денежных средств, находящихся на балансе Организатора закупки и направленных ООО "ЭЦ СП" до проведения процедуры Закупки в качестве обеспечения заявки на участие в иной процедуре закупки, не относящейся к обжалуемой Закупке, в счет обеспечения исполнения предложения ООО "ЭЦ СП" по процедуре Закупки.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Закупочной документацией не предусмотрен такой порядок предоставления обеспечения заявки, которым воспользовался участник Закупки ООО "ЭЦ СП".
Таким образом по третьему доводу жалобы ООО "Навигатор-СБС" Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что Закупочной комиссией представленное ООО "ЭЦ СП" письмо с просьбой о перезачете денежных средств, находящихся на балансе Организатора закупки, в счет обеспечения исполнения предложения ООО "ЭЦ СП" было неправомерно учтено как надлежащее предоставление обеспечения заявки, вследствие чего усматривает в действиях Закупочной комиссии нарушения п. 2. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требований нормы статьи.
4. Рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-СБС" (вх.N2027/16 от 28.01.2016) на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ для создания внешней схемы электроснабжения объекта ЗАО "ЖБКиД" по адресу: СПб, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276 (извещение N31503171906), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "СПб ЭС" нарушения п. 2. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допущенные в ходе проведения процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-СБС" (вх.N2027/16 от 28.01.2016) на действия организатора торгов АО "СПб ЭС" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ для создания внешней схемы электроснабжения объекта ЗАО "ЖБКиД" по адресу: СПб, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276 (извещение N31503171906) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "СПб ЭС" при проведении открытого запроса предложений на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ для создания внешней схемы электроснабжения объекта ЗАО "ЖБКиД" по адресу: СПб, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276 (извещение N31503171906) нарушения п. 2. ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в предъявлении к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требований, которые не указаны в документации о закупке, а также в предъявлении требований к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, в неравной степени.
3. Не выдавать организатору закупки АО "СПб ЭС" и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого запроса предложений на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ для создания внешней схемы электроснабжения объекта ЗАО "ЖБКиД" по адресу: СПб, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276 (извещение N31503171906) по причине наличия договора N10/С от 01.02.2016, заключенного между Организатором закупки и ООО "ПЕТРОЭНЕРГОКОМПЛЕКС" по итогам Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 февраля 2016 г. N 02/2384/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016