Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 27 февраля 2015 г. N 4-7.29-65/77-15
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по г. Москве ".", рассмотрев постановление о возбуждении дела об
административном правонарушении от 30.12.2014, поступившее из Савеловской
межрайонной прокуратуры Северного административного округа
г. Москвы и материалы дела N 4-7.29-65/77-15, возбужденного в отношении
должностного лица - проректора по учебно-производственной работе и
имущественно-хозяйственному комплексу ФГБОУ ВПО "Московская
государственная художественно-промышленная академия имени
С.Г. Строганова" (далее - ФГБОУ ВПО "МГХП академия им. С.Г. Строганова",
Академия, Заказчик) ".", в присутствии "." установил:
Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы 18.12.2014 проведена
проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в
ФГБОУ ВПО "МГХПА им. С.Г. Строганова" по адресу: г. Москва,
Волоколамское шоссе, д. 9.
В соответствии с соглашением N 189 от 30.07.2014, ФГБОУ ВПО "МГХП
академия им. С.Г. Строганова" Департаментом образования г. Москвы была
предоставлена субсидия из бюджета г. Москвы на цели, не связанные с
финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
В соответствии с техническим заданием на выполнение мероприятия
N 4 "Организация и проведение для педагогических работников образовательных
учреждений, подведомственных Департаменту образования г. Москвы,
направленных на развитие профессионального мастерства, самообразования и
карьерного роста: программы стажировок на базе кафедр и лабораторий вузов,
других учреждений", ФГБОУ ВПО "МГХП академия им. С.Г. Строганова"
выделено 4 500 000 руб. на указанные цели.
Указанное мероприятие включает в себя организацию и проведение серии
лекций, семинаров и производственной практики по повышению квалификации
для преподавателей художественных школ, вузов и школьных преподавателей
МХК г. Москвы за рубежом.
Согласно техническому заданию на выполнение мероприятия N 4, всего
количество участников мероприятия 45 человек, в том числе 30 работников
учреждения среднего профессионального образования г. Москвы и 15 работников
учреждений дополнительного образования г. Москвы.
С этой целью поездки должны быть организованы в Италию (г. Венеция,
г. Флоренция), в Словакию (г. Братислава).
14.07.2014 ФГБОУ ВПО "МГХП академия им. С.Г. Строганова" заключен
договор N АТ/2014-03 с ООО "Туроператор АРТ-ТУР" на оказание услуг по
организации деловых поездок и организации корпоративных мероприятий для
сотрудников Академии или иных указанных Академией лиц, отдельных услуг или
комплекса услуг, связанных с обеспечением выезда сотрудников Академии в
командировки, на конференции, выставки, обучающие семинары и на отдых в
порядке и в сроки, установленные данным договором.
В рамках данного договора ФГБОУ ВПО "МГХП академия
им. С.Г. Строганова" для своих сотрудников, а также преподавателей
художественных школ, вузов и школьных преподавателей МХК г. Москвы,
организовывались поездки в Италию и Словакию.
Таким образом, в рамках рассматриваемого контракта на повышение
квалификации помимо работников в ФГБОУ ВПО "МГХП академия
им. С.Г. Строганова" также направлены сотрудники иных учреждений.
По результатам исполнения данного договора туроператору
ООО "Туроператор АРТ-ТУР" были перечислены денежные средства в размере
3 366 302, 03 руб.
Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий,
которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении
закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд
(федеральных нужд, нужд субьекта Российской Федерации) или муниципальных
нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с
направления приглашения принять участие в определении поставщика
(подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при
осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа
добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в
целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания
услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными
организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению
закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые
противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят
к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа
участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе, бюджетные учреждения
осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с
требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при
осуществлении закупок используют конкурентные способы определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии со ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными
способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются
конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный
конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием,
закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее
также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос
предложений.
Статья 93 Закона о контрактной системе императивно устанавливает
перечень случаев осуществления заказчиками закупок у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с
положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе
совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа
участников закупки.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае в
соответствии с ч. 1, 2 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик при
осуществлении закупки должен был использовать конкурентные способы
определения поставщиков, а именно, конкурсы, аукционы, запрос котировок,
запрос предложений.
Таким образом, согласно постановлению прокуратуры, заключение
Заказчиком государственного контракта N АТ/2014-03 на предоставление
туристических услуг от 14.07.2014 с единственным поставщиком без
проведения конкурентной процедуры, нарушает положения ч. 1, 2 ст. 24 Закона
о контрактной системе, что содержит признаки состава административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Cогласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения
поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований,
установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Также в ходе проверки, в обоснование правомерности своих действий,
ФГБОУ ВПО "МГХПА им. С.Г. Строганова" в межрайонную прокуратуру
представлена служебная записка, согласно которой договор о предоставлении
туристических услуг от 14.07.2014 N АТ/2014-03 заключен в соответствии с
п. 16 (в части обоснования направления работников образовательных организаций
в командировку) и 26 (в части направления работников ФГБОУ ВПО
"МГХПА им. С.Г. Строганова" в командировку) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной
системе.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться
заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с
направлением работника в служебную командировку, а также с участием в
проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных
мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение
указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение
проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных
мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание,
обеспечение питания.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться
заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по участию в
мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком
(подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся
организатором такого мероприятия, в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом.
В силу ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)
служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению
работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне
места постоянной работы.
Таким образом, в командировку можно направить только работника
организации, т. е. лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направляемым на
профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с
отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных
расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в
служебные командировки.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное
профессиональное образование осуществляется: по программам
профессиональной переподготовки; по программам повышения квалификации.
Таким образом, исходя из анализа перечисленных норм, направление
работника на повышение квалификации не подпадает под понятие служебной
командировки, и заключение контракта на оказание услуг, связанных с
направлением работника на повышение квалификации с единственным
поставщиком на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе
является неправомерным.
Ссылка Заказчика на п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в
контексте возможности направления в рамках рассматриваемого спорного
контракта на повышение квалификации сотрудников иных учреждений также
является несостоятельной, так как заключение контракта с единственным
поставщиком на основании названного положения Закона о контрактной
системе к рассматриваемому случаю неприменимо и является неправомерным в
связи с тем, что заказчику согласно п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе
предоставляется возможность заключить контракт с уже заранее определенным
Заказчиком, являющимся организатором мероприятия, в соответствии с
требованиями Закона о контрактной системе поставщиком (подрядчиком,
исполнителем).
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для
заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с
п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В силу ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о
контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности
подлежит должностное лицо в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с трудовым договором от
07.02.2014 N 1311 и приказом о перезаключении трудового договора от 06.02.2014
N 35к, "." назначен на должность проректора по учебно-производственной
работе и имущественно-хозяйственному комплексу. В соответствии с
дополнительнымт соглашением к трудовому договору от 19.07.2014 срок
трудового договора с "." продлен до 31.12.2014.
Согласно п. 2.5. Должностной инструкции проректора по учебно-
хозяйственной работе и управлению имущественно-хозяйственным комплексом,
утвержденной 10.07.2013, в должностные обязанности "." входит контроль за
деятельностью контрактной службы ФГБОУ ВПО им. С.Г. Строганова".
При рассмотрении дела об административном правонарушении
"." представил объяснения по факту административного правонарушения.
В представленных объяснениях "." указывает на то, что
Департамент образования представил в МГХПА им. С.Г. Строганова утвержденные
списки преподавателей для принятия участия в стажировке. Ссылается на то, что
предметом данной закупки является оказание комплекса услуг по организации
мероприятия для сотрудников Академии и преподавателей других
образовательных организаций, направляемых в командировку с целью повышения
квалификации в соответствии с Соглашением между Департаментом образования
г. Москвы в рамках выделенной субсидии (по утвержденным Департаментом
образования спискам). Также "." поясняет, что так как не все участники
данного мероприятия являются сотрудниками Академии, контракт был заключен в
соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которому, по
мнению ".", Заказчик в рассматриваемом случае имеет право заключить контракт
с единственным поставщиком.
Вышеуказанные доводы несостоятельны, так как не опровергают выводов,
изложенных в постановлении о возбуждении дела об административном
правонарушении от 30.12.2014.
Таким образом, в действиях должностного лица - проректора по учебно-
производственной работе и имущественно-хозяйственному комплексу ФГБОУ
ВПО "МГХПА им. С.Г. Строганова" ".", усматриваются признаки
административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.
1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ), а именно, принятие решения о способе определения
поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований,
установленных законодательством Российской Федерации о контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Административное правонарушение совершено по месту принятия
решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя
- г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 9.
Время совершения административного правонарушения - дата заключения
контракта N АТ/2014-03 с ООО "Туроператор АРТ-ТУР" на оказание услуг по
организации деловых поездок и организации корпоративных мероприятий для
сотрудников Академии или иных указанных Академией лиц, отдельных услуг
или комплекса услуг, связанных с обеспечением выезда сотрудников Академии
в командировки, на конференции, выставки, обучающие семинары и на отдых -
14.07.2014.
Обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению
должностным лицом - "." требований, установленных ч. 1, 2 ст. 24 Закона о
контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
обстоятельства, отягчающие административную ответственность должностного
лица - ".", не установлены.
Вина должностного лица - проректора по учебно-хозяйственной
работе и управлению имущественно-хозяйственным комплексом ФГБОУ ВПО
"МГХПА им. С.Г. Строганова" "." в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, доказана.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ сумма административного штрафа
составляет тридцать тысяч рублей.
Руководствуясь ч. 1 ст. 7.29, ст. 23.66, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - проректора по учебно-производственной
работе и имущественно-хозяйственному комплексу ФГБОУ ВПО "Московская
государственная художественно-промышленная академия имени
С.Г. Строганова" "." виновным в совершении правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу - проректору по учебно-производственной
работе и имущественно-хозяйственному комплексу ФГБОУ ВПО "Московская
государственная художественно-промышленная академия имени
С.Г. Строганова" "." наказание в виде административного штрафа в
размере - 30 000 (тридцать тысяч рублей)
00 копеек.
Для уплаты административного штрафа, предусмотренного за нарушение
законодательства Российской Федерации о контрактной системе:
Получатель:
Банк получателя:
Назначение платежа:
ИНН/КПП: 7706096339 / 770601001
УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с
04731324890) Отделение 1 Москва
р/с 40101810800000010041
БИК 044583001
ОКТМО 45375000
КБК 161 1 16 33010 016000140
Административный штраф, зачисляемый в федеральный
бюджет по делу N 4-7.29-65/77-15
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате
административного штрафа в Государственной информационной системе о
государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части
1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие
постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном
частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении
административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-
исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного
штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере
суммы не уплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить
по электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер
постановления о наложении штрафа.
В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений
у Московского УФАС о своевременной оплате штрафа Московское УФАС обязано
передать постановление для принудительного исплнения в ФССП России.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ
постановление по делу об административном правонарушении может быть
обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд
в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об
административном правонарушении вступает в законную силу после истечения
срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя "."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2015 г. N 4-7.29-65/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016