Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 21 декабря 2015 г. N 08-21/83-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Газиева М.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/83-15, возбужденное по факту распространения на территории Московской области в эфире радиостанции "Радио 7" (104,7 FM) рекламы следующего содержания: "На большие цели нужен большой кредит, просто захотела и взяла. Просто кредит, просто на все, просто по низкой ставке, 16,4% годовых, Локо-Банк - банк простых решений. КБ "Локо-Банк" (АО) генеральная лицензия ЦБ РФ N 2707", с признаками нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии с письмом ФАС России от 25.10.2013 N АК/42064/13 "О наделении полномочиями", в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела N 08-21/83-15, установила:
Московским областным УФАС России 09.11.2015 установлен факт распространения на территории Московской области в эфире радиостанции "Радио 7" (104,7 FM) рекламы следующего содержания: "На большие цели нужен большой кредит, просто захотела и взяла. Просто кредит, просто на все, просто по низкой ставке, 16,4% годовых, Локо-Банк - банк простых решений. КБ "Локо-Банк" (АО) генеральная лицензия ЦБ РФ N 2707", с признаками нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимися в отсутствии в рекламе всех существенных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.
Согласно представленным КБ "Локо-Банк" (ЗАО) документам, размещение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании заключенного между КБ "Локо-Банк" (ЗАО) и ЗАО "Медиа Плюс" договора на оказание услуг по размещению рекламы в эфире радиостанций от 24.03.2015 N 41.
В соответствии с пояснениями ЗАО "САК", реклама распространялась на радиоканале "Радио 7" на основании договора на размещение рекламных материалов, заключенного между ЗАО "САК" и ЗАО "Медиа Плюс". Размещение ролика с рассматриваемой рекламой осуществлялось в период с 04.11.2015 по 18.11.2015 (согласно Приложению N 5 от 01.11.2015 к договору от 24.03.2015 N 41).
В соответствии с позицией ЗАО "САК", КБ "Локо-Банк" (ЗАО) является рекламодателем указанной рекламы и несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовой услуге, предоставляемой КБ "Локо-Банк" (ЗАО), содержит условия ее предоставления ("16,4% годовых") и создает впечатление, что какие-либо иные условия оказания рекламируемой финансовой услуги, отсутствуют.
Согласно документам, предоставленным КБ "Локо-Банк" (ЗАО) (Приложение N 6 к Приказу от 15.10.2015 N 216 КБ "Локо-Банк" (ЗАО), процентная ставка 16,4 % годовых предоставляется в рамках тарифов "ЛОКО-Люкс Выгодный Акция", "ЛОКО-Люкс Выгодный Отличный" и "ЛОКО-Люкс Выгодный Акция Новоселам".
Тариф "ЛОКО-Люкс Выгодный Акция" предоставляется при следующих условиях:
- срок кредита от 13 до 84 месяцев;
- размер кредита от 300 000 до 3 000 000 рублей;
- в период с даты предоставления кредита и до даты первого очередного платежа размер процентной ставки увеличивается на 1,5% в месяц;
- указанные процентные ставки применяются при наличии страхования жизни и здоровья заемщика;
- в случае отсутствия страхования заемщика размер процентной ставки увеличивается на 3% пункта, но не более чем до уровня 29,9% - для кредитов от 300 000 рублей;
- если заемщик не выбирает условие предварительного обеспечения на счете денежной суммы, достаточной для оплаты ежемесячного платежа, размер процентной ставки увеличивается на 2% пункта, но не более чем до уровня 29,9% - для кредитов от 300 000 рублей.
Тариф "ЛОКО-Люкс Выгодный Отличный" предоставляется при следующих условиях:
- срок кредита от 13 до 84 месяцев;
- размер кредита от 300 000 до 3 000 000 рублей;
- в период с даты предоставления кредита и до даты первого очередного платежа размер процентной ставки увеличивается на 1,5% в месяц;
- указанные процентные ставки применяются при наличии страхования жизни и здоровья заемщика;
- в случае отсутствия страхования заемщика предоставление кредита рассматривается по тарифу "ЛОКО-Люкс Выгодный";
- если заемщик не выбирает условие предварительного обеспечения на счете денежной суммы, достаточной для оплаты ежемесячного платежа, размер процентной ставки увеличивается на 2% пункта, но не более чем до уровня 29,9% - для кредитов от 300 000 рублей.
Тариф "ЛОКО-Люкс Выгодный Акция "Новоселам" предоставляется при следующих условиях:
- срок кредита от 13 до 84 месяцев;
- размер кредита от 300 000 до 3 000 000 рублей;
- в период с даты предоставления кредита и до даты первого очередного платежа размер процентной ставки увеличивается на 1,5% в месяц;
- указанные процентные ставки применяются при наличии страхования жизни и здоровья заемщика;
- в случае отсутствия страхования заемщика процентная ставка составляет 20,4%;
- если заемщик не выбирает условие предварительного обеспечения на счете денежной суммы, достаточной для оплаты ежемесячного платежа, размер процентной ставки увеличивается на 2% пункта, но не более до уровня 29,9% - для кредитов от 300 000 рублей.
Кроме того, Приложением N 6 к Приказу от 15.10.2015 N 216 КБ "Локо-Банк" (АО) определены общие условия кредитования клиентов-физических лиц:
- обеспечение по кредиту (залог автотранспортного средства, стоимость которого должна составлять не менее 70% суммы кредита);
- страхование залога (КАСКО в страховой компании, отвечающей требованиям банка), при оформлении договора страхования в другой страховой компании по выбору заемщика размер процентной ставки по кредиту увеличивается на 0,5%, но не более чем до уровня 29,9% - для кредитов от 300 000 рублей;
- при отказе от оформления КАСКО ставка по кредиту увеличивается на 1% пункт, но не более чем до уровня 29,9% - для кредитов от 300 000 рублей.
В рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовых услуг, а именно: возможность получения кредита по низкой ставке 16,4% годовых. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги кредита, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Поскольку распространенная КБ "Локо-Банк" (ЗАО) реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "21" декабря 2015 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
М.М. Газиева |
М.М. Газиева
(499)500-15-37
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 декабря 2015 г. N 08-21/83-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016