Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 14 декабря 2015 г. N 08-21/89-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; Газиева М.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/89-15, возбужденное по факту распространения по адресу: Московская область, г. Химки ул. Маяковского по направлению к проспекту Мира от Ленинградского шоссе в центр "Старых Химок", путепровод над ж/д, выезд, 355А, рекламы следующего содержания: "Фитнес-клуб Fan Gym / ДОСТУПНЫЙ ФИТНЕС / НАШ ОТВЕТ САНКЦИЯМ / (985) 922 07 75 / www.fangym.ru / ХИМКИ ЛЕНИНСКИЙ ПР-КТ 2Б" содержащей изображение, на котором неизвестный бьет в лицо пожилого мужчину, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии представителей:
- ООО "ФАН ДЖИМ" (место нахождения: 141401, Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 2Б);
- ООО "Атор Медиа Сервис" (место нахождения: 143420, Московская область, Красногорский район, д. Михалково, торгово - административное здание N 3);
- ООО "Офис на ПЛК" (место нахождения: 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Чехова, д. 2, пом. 002), установила:
Московским областным УФАС России установлен факт распространения по адресу: Московская область, г. Химки ул. Маяковского по направлению к проспекту Мира от Ленинградского шоссе в центр "Старых Химок", путепровод над ж/д, выезд, 355А, рекламы следующего содержания: "Фитнес-клуб Fan Gym / ДОСТУПНЫЙ ФИТНЕС / НАШ ОТВЕТ САНКЦИЯМ / (985) 922 07 75 / www.fangym.ru / ХИМКИ ЛЕНИНСКИЙ ПР-КТ 2Б" содержащей изображение, на котором неизвестный бьет в лицо пожилого мужчину, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимися в распространении рекламы с использованием оскорбительного образа.
Согласно пояснениям, а также документам, представленным ООО "ФАН ДЖИМ", рассматриваемая реклама размещалась на основании договора оказания услуг от 27.10.2010 N 5372, заключенного между ООО "ФАН ДЖИМ" и ООО "Атор Медиа Сервис".
В соответствии с объяснениями ООО "Атор Медиа Сервис" макет рассматриваемой рекламы был предоставлен ООО "ФАН ДЖИМ".ООО "Атор Медиа Сервис" взяло на себя обязательства по его размещению на рекламной конструкции, установленной по адресу: Московская область, г. Химки (переход улицы Маяковского в проспект Мира по направлению движения от Ленинградского шоссе).
Согласно позиции ООО "ФАН ДЖИМ", ООО "Атор Медиа Сервис" и ООО "Офис на ПЛК" рассматриваемая реклама не содержит оскорбительных образов и не нарушает требований Закона о рекламе.
На заседании Комиссии представители ООО "ФАН ДЖИМ" и ООО "Атор Медиа Сервис" заявили, что постер с рассматриваемой рекламой был заменен в июне 2015 года.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Рассматриваемая реклама размещалась на рекламной конструкции по адресу: Московская область, г. Химки ул. Маяковского по направлению к проспекту Мира от Ленинградского шоссе в центр "Старых Химок", путепровод над ж/д, выезд, 355А.
В указанной рекламе содержится изображение, на котором неизвестный бьет в лицо пожилого мужчину.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 к непристойным, неэтичным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
В России возраст старости называется почтенным: люди почтенного, почитаемого, уважаемого возраста. В традиционной русской культуре свойственно уважение к старшим по возрасту, к родителям, к старикам, признание их мудрости и ценности их жизненного опыта.
В рассматриваемой рекламе содержится сюжет, в котором пожилому мужчине, внешний вид которого создает впечатление о его беспомощности (глубокие морщины, сильная худощавость, плохое зрение), наносится удар боксерской перчаткой, что формирует образ бьющего, как спортсмена или человека, находящегося в хорошей физической форме. Подобное поведение в реальной жизни является недопустимым, нарушает принятые в обществе нормы морали и нравственности.
По мнению Комиссии, использованный сюжет может восприниматься потенциальными потребителями рекламы как неэтичный, оскорбительный по отношению к людям старшего возраста.
Данный вывод Комиссии подтверждается, поступившим в Московское областное УФАС России обращением гр. Потемкина А.М. (вх. N 1747эп от 03.04.2015) в котором заявитель выражает мнение, что рассматриваемая реклама является оскорбительной, а также протоколом заседания Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Московском областном УФАС России (далее - Экспертный совет) от 27.056.2015, в соответствии с которым по результатам рассмотрения указанной рекламы члены Экспертного совета пришли к выводу, что использованный в рекламе образ является оскорбительным и неэтичным по отношению к людям старшего возраста, так как в культуре России и других странах принято уважать старших, относится к ним с почтением. Использованный в рекламе сюжет нарушает принятые в Российской Федерации нормы морали.
С учетом мнения Экспертного совета, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама не должна была содержать изображение с использованием оскорбительного образа.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе.
Руководствуясь части 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона
от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "14" декабря 2015 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
М.М. Газиева |
М.М. Газиева
(499) 500-15-37
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 декабря 2015 г. N 08-21/89-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016