Я, Ланцман Людмила Игоревна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 21/09-АДМ-2016, возбужденного в отношении специалиста по маркетингу негосударственного образовательного учреждения "Клаксон 1" (далее по тексту - НОУ "Клаксон 1") <_> (адрес: <_> далее по тексту - <_>), установила:
12.11.2015 г. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела N 107/Р-2015 о нарушении законодательства о рекламе, возбужденного в отношении НОУ "Клаксон 1" вынесено решение о признании НОУ "Клаксон 1", нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), при распространении рекламы автошколы "Клаксон" в эфире радиоканала "Апекс-Радио" в г. Новокузнецке (июль-август 2015 г.) следующего содержания:
"Я рада, что перевелась в "Клаксон". Во время занятий я обучаюсь, а не катаю инструктора по городу. Преподаватели выдают знания, а не просто гоняют по билетам. Жаль, изначально выбрала другую автошколу, только время зря потеряла. Надо было сразу идти в "Клаксон". Будьте уверены - научим. Автошкола "Клаксон". Телефон <_>".
24.12.2015 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения НОУ "Клаксон 1" (исх. б/н, б/д), из которых следует, что на момент размещения рекламного ролика в эфире радиоканала "Апекс-Радио" должностные обязанности специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" были возложены на <_> в соответствии с приказом б/н от 15.04.2015 г. В соответствии с приказом N 7-ОД от 15.04.2015 г. о порядке подачи рекламы, специалист по маркетингу обязан представить на согласование директору НОУ "Клаксон 1" рекламный материал и только после его согласования передать его рекламораспространителю. Специалист по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> нарушив свои должностные обязанности, не согласовал рекламный ролик и по собственной инициативе передал его для размещения в эфире радиоканала "Апекс-Радио". На основании изложенного, НОУ "Клаксон 1" просит прекратить производство по делу N 625/09-АДМ-2015 об административном правонарушении в отношении НОУ "Клаксон 1" в связи с тем, что специалист по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> самостоятельно, не согласовав свои действия с директором НОУ "Клаксон 1" передал рекламный ролик для размещения в эфире радиоканала "Апекс-Радио".
28.12.2015 г. состоялось рассмотрение дела N 625/09-АДМ-2015 об административном правонарушении в присутствии представителя НОУ "Клаксон 1" <_> который пояснил, что действительно передал на размещение вышеуказанный рекламный ролик, не согласовав свои действия с директором НОУ "Клаксон 1".
Постановлением от 28.12.2015 г. дело N 625/09-АДМ-2015 об административном правонарушении в отношении НОУ "Клаксон 1" было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В нарушение данной правовой нормы в вышеуказанной рекламе, размещенной специалистом по маркетингу НОУ "Клаксон 1" в эфире радиоканала "Апекс - Радио" содержится некорректное сравнение рекламируемого товара (услуг) НОУ "Клаксон 1" ("Во время занятий я обучаюсь, а не катаю инструктора по городу. Преподаватели выдают знания, а не просто гоняют по билетам. Жаль, изначально выбрала другую автошколу, только время зря потеряла. Надо было сразу идти в "Клаксон""), что подразумевает предоставление услуг по обучению вождению другими автошколами более низкого качества.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услугами) перед находящимися в обороте товарами (услугами) других продавцов - "Во время занятий я обучаюсь, а не катаю инструктора по городу. Преподаватели выдают знания, а не просто гоняют по билетам. Жаль, изначально выбрала другую автошколу, только время зря потеряла. Надо было сразу идти в "Клаксон"".
Поскольку пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не указывает на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определенного товара, то ее положения применяются к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными аналоговыми товарами или услугами без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.
Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей.
Частью 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является специалист по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_>
Действия специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы в эфире радиоканала "Апекс - Радио" подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1 статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Время совершения НОУ "Клаксон 1" административного правонарушения: 20.08.2015 г.
Место совершения НОУ "Клаксон 1" административного правонарушения: г. Новокузнецк.
30.12.2015 г. уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 25.01.2016 г. в 08 часов 40 минут. Уведомление было направлено в адрес <_> заказным письмом с уведомлением о вручении.
25.01.2016 г. состоялась процедура составления и подписания протокола N 21/09-АДМ-2016 об административном правонарушении в отсутствие <_>
25.01.2016 г. определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 21/09-АДМ-2016 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела об административном правонарушении на 08.02.2016 г. на 08 часов 50 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес <_> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовой корреспонденции" о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
08.02.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 21/09-АДМ-2016 об административном правонарушении в отсутствие <_>
Изучив материалы дела N 21/09-АДМ-2016 об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:
Действия специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы в эфире радиоканала "Апекс - Радио", подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла данной нормы, лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Специалист по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> документально не подтвердил наличие чрезвычайных событий и обстоятельств, не позволивших распространить рекламу с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, у специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным должностным лицом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.
Следовательно, действия специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы в эфире радиоканала "Апекс - Радио", следует признать виновными.
Факт совершения административного правонарушения специалистом по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> подтверждается протоколом по делу N 21/09-АДМ-2016 от 25.01.2016 г.
Срок давности привлечения специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При рассмотрении данного дела заместителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены личность виновного, его имущественное положение, рассмотрен вопрос о наличии, отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области также считает возможным, с учетом положений части 2 статьи 4.2 КоАП РФ признать в качестве обстоятельства, смягчающего вину специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> совершение административного правонарушения впервые и признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> за совершение административного правонарушения, не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> своих должностных обязанностей, что посягает на установленный законодательством РФ порядок в области распространения рекламы.
Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину специалиста по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначает административное наказание специалисту по маркетингу НОУ "Клаксон 1" <_> в пределах санкции, определенной вышеназванной правовой нормой.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
1. Признать специалиста по маркетингу негосударственного образовательного учреждения "Клаксон 1" <_> (<_>), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. Наложить на специалиста по маркетингу негосударственного образовательного учреждения "Клаксон 1" <_> (<_>) штраф в размере 4 (четырех) тысяч рублей.
Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001
УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810400000010007 в Отделении Кемерово, г. Кемерово.
БИК: 043207001
Код бюджетной классификации (КБК): 161 116 26000 01 6000 140
ОКТМО: 32701000
Назначение платежа: денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства РФ о рекламе (дело N 21/09-АДМ-2016).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления Л.И. Ланцман
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 8 февраля 2016 г. N 09/1117
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016