Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 12 мая 2015 г. N 4-14.3-289/77-15
Я, <> рассмотрев протокол от 27.04.2015 и материалы дела N 4-14.3-289/77-
15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО
"ГрузовичкоФ-Центр", в связи с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о
рекламе), выразившемся в распространении на территории Московского
Метрополитена рекламы услуг грузоперевозки, оказываемых компанией
"ГрузовичкоФ", в которой используются следующие утверждения: "Самая
быстрая подача машины", "Самые низкие цены", ответственность за которое
предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии
законного представителя ООО "ГрузовичкоФ-Центр" в лице <> установил:
ООО "ГрузовичкоФ-Центр" распространило на территории Московского
Метрополитена рекламу услуг грузоперевозки, оказываемых компанией
"ГрузовичкоФ", в которой используются следующие утверждения: "Самая
быстрая подача машины", "Самые низкие цены".
Решением Комиссии Московского УФАС России от 03.02.2015 по делу N 3-5-
130/77-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе в действиях ООО "ГрузовичкоФ-Центр" при распространении на
территории Московского Метрополитена рекламы услуг грузоперевозки,
оказываемых компанией "ГрузовичкоФ", установлен факт нарушения пункта 1
части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившийся в размещении рекламы,
которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах
рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые
произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация,
распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект
рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,
концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение
внимания к которым направлена реклама.
1
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для
продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация была размещена посредством стикеров,
содержащих следующую информацию: "ГрузовичкоФ (495) 540-50-40
грузовичкоф.рф. Круглосуточно. Самая быстрая подача машины. 30 минут.
Самые низкие цены! Перевозка 790 рублей! Грузоперевозки. Переезды.
Перевозка мебели. С грузчиками и без".
Таким образом, спорная информация направлена на привлечение внимания к
услугам грузоперевозки, оказываемых компанией "ГрузовичкоФ".
Под неопределенным кругом лиц, среди которых распространяется
реклама, понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в
качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны
правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.
Такой признак рекламной информации, как предназначенность для
неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем
лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Согласно обращению физического лица (вх. N 34328 от 15.09.2014), а
также представленным в материалы дела N 3-5-130/77-14 фотоматериалам,
распространение рекламы услуг грузоперевозки, оказываемых компанией
"ГрузовичкоФ" было выявлено заявителем по указанному обращению
10.09.2014 в вагоне подвижного состава, осуществляющего движение по
Калужско-Рижской линии Московского Метрополитена.
В соответствии с договором N 1050/3 о предоставлении рекламных услуг
от 01.09.2014, заключенного между ООО "Рекламное обслуживание" и
ООО "ГрузовичкоФ-Центр", а также приложениям к указанному договору,
реклама услуг перевозки, оказываемых компанией "ГрузовичкоФ" размещалась
на панелях вагонов, осуществляющих движение по Калужско-Рижской,
Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой, Серпуховско-
Тимирязевской, Люблинской линиям Московского Метрополитена.
Таким образом, установлено, что указанная информация, учитывая способ
распространения, доводится до неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, информация об услугах грузоперевозки,
оказываемых компанией "ГрузовичкоФ", является рекламой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие
действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед
находящимися в обороте товарами, которые произведены другими
изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбит-
ражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопро-
сах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О
рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям
достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, ис-
тинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свой-
2
ствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики
объекта рекламирования с иными товарами, должно производиться с указанием
конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет
объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким под-
тверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответству-
ющие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара
перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производи-
телями или реализуемыми другими продавцами.
Рассматриваемая реклама, содержащая утверждения "Самая быстрая
подача машины", "Самые низкие цены", не сопровождается ссылкой на какие-либо
источники, подтверждающие достоверность указанных утверждений.
Информация, содержащаяся в рекламе, распространяемой с
использованием утверждений в превосходной степени должна соответствовать
действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного
представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Использование в спорной рекламе утверждений "Самая быстрая подача
машины" и "Самые низкие цены" приводит к формированию у потребителей
рекламы мнения о более низкой стоимости и более высоком качестве предоставляемой
услуги по отношению к аналогичным услугам, оказываемым иными лицами.
При этом, отсутствие в спорной рекламе прямого сравнения с
конкретными хозяйствующими субъектами не свидетельствует об отсутствии
сравнения как такового.
Учитывая отсутствие в рекламе указания на конкретные наименования
лиц, с которыми осуществляется сравнение, представляется обоснованным, что
в рассматриваемом случае сравнение производиться со всеми другими
представленными на данном рынке лицами, осуществляющими аналогичную
деятельность на рынке услуг грузоперевозок, а также с услугами,
оказываемыми такими лицами.
ООО "ГрузовичкоФ-Центр" в материалы дела N 3-5-130/77-14
представлены результаты, проведенного названным Обществом сравнения
тарифов и условий перевозки нескольких компаний. Данное сравнение
проводилось ООО "ГрузовичкоФ-Центр" самостоятельно на основании
открытых данных, содержащихся в информационно-коммуникационной сети
"Интернет".
Вместе с тем, проведенное ООО "ГрузовичкоФ-Центр" сравнение цен и
условий услуг грузоперевозки, основанное на данных, размещенных на сайтах
лиц, оказывающих названные услуги, не может являться надлежащим
подтверждением использованных в спорной рекламе утверждений, в связи со
следующим.
Согласно письменным пояснениям ООО "ГрузовичкоФ-Центр" (вх.
N 684 от 16.01.2015), для проведения сравнительного анализа были
использованы сведения о семи компаниях-грузоперевозчиках, размещенные на
официальных сайтах таких компаний. При этом, анализ был проведен
Обществом самостоятельно, поскольку определение наименьших цены и
времени подачи машины, не требует специальных знаний.
Между тем, исходя из содержания рекламы, представляется
3
обоснованным вывод о том, что сравнение в настоящем случае производится со
всеми аналогичными услугами, оказываемыми всеми лицами,
осуществляющими деятельность на рынке грузоперевозок.
ООО "ГрузовичкоФ-Центр" было проведено сравнение только с семью
компаниями-грузоперевозчиками. При этом, Обществом не представлено
фактическое подтверждение наименьших цены и времени подачи машины в
сравнении с компаниями, выбранными ООО "ГрузовичкоФ-Центр" для
проведения анализа.
Таким образом результаты, проведенного ООО "ГрузовичкоФ-Центр"
сравнительного анализа документально не подтверждены, в связи с чем
оцениваются должностным лицом Московского УФАС России критически.
Другие доказательства, подтверждающие достоверность использованных
в спорной рекламе утверждений, не представлены.
При таких обстоятельствах использование в рекламе утверждений "Самая
быстрая подача машины", "Самые низкие цены" вводит потребителей рекламы в
заблуждение относительно характеристик объекта рекламирования.
На основании изложенного, при распространении на территории Московского
Метрополитена рекламы услуг грузоперевозки, оказываемых компанией
"ГрузовичкоФ", установлено нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о
рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама услуг грузоперевозки, оказываемых компанией
"ГрузовичкоФ", распространенная на территории Московского Метрополитена,
является ненадлежащей.
Местом совершения административного правонарушения, учитывая, что
спорная реклама распространялась в подвижных составах Московского
Метрополитена, является г. Москва.
Время совершения административного правонарушения - 01.09.2014
(первый день распространения спорной рекламы).
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за
нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является
изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Размещение спорной рекламы на территории Московского
Метрополитена, как указывалось выше, осуществлялось на основании договора
N 1050/3 о предоставлении рекламных услуг от 01.09.2014, заключенного
между ООО "Рекламное обслуживание" и ООО "ГрузовичкоФ-Центр".
Предметом договора N 1050/3 о предоставлении рекламных услуг от
01.09.2014 является обеспечение ООО "Рекламное обслуживание" оказания
услуг по организации и проведению для ООО "ГрузовичкоФ-Центр" рекламных
компаний в Московском Метрополитене.
При этом, согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3 договора N 1050/3 о
4
предоставлении рекламных услуг от 01.09.2014, определение содержания
спорной рекламы осуществлялось ООО "ГрузовичкоФ-Центр".
Данный факт также подтверждается письменными пояснениями
ООО "ГрузовичкоФ-Центр" (вх. N 684 от 16.01.2015), представленными в
материалы дела N 3-5-130/77-14.
Кроме того, согласно Уставу ООО "ГрузовичкоФ-Центр", основным
видом деятельности названного Общества является организация перевозок
грузов.
Таким образом, установлено, что рекламодателем рассматриваемой
рекламы, а равно лицом, несущим ответственность за рассматриваемое
нарушение, является ООО "ГрузовичкоФ-Центр".
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или
законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "ГрузовичкоФ-Центр" состоит в распространении на
территории Московского Метрополитена рекламы услуг грузоперевозки,
оказываемых компанией "ГрузовичкоФ", с нарушением требований пункта 1
части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Должностным лицом Московского УФАС
России не установлено объективных обстоятельств, делающих невозможным
соблюдение указанных требований.
Ответственность за невыполнение требований установленных пунктом 1
части 3 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП
РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО
ООО "ГрузовичкоФ-Центр", обстоятельств, отягчающих административную
ответственность ООО "ГрузовичкоФ-Центр", не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение
рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем
законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение
административного штрафа на граждан - от двух тысяч до двух тысяч пятисот
рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;
юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом штраф, подлежащий взысканию, составляет 100 000
рублей.
Руководствуясь статьями 33, 38 Закона о рекламе, статьями 4.1, 14.3,
23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
5
За нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП РФ назначить ООО "ГрузовичкоФ-
Центр" (105318, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 3, ОГРН 1127746645388, ИНН
7719819987, КПП 771901001) административное наказание в виде
административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф
должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной
ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления
постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо
со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных
статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии
документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и
информации об уплате административного штрафа в Государственной
информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по
истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган,
должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти
суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его
неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма
административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в
соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого
зарегистрировано ООО "ГрузовичкоФ-Центр", перечислением через банк,
обслуживающий хозяйствующий субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за
нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция
прилагается):
Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка
Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва
(краткое: Отделение 1 Москва)
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу N 4-14.3-289/77-
15.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного
штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном
6
размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ,
постановление по делу об административном правонарушении может быть
обжаловано в арбитражном суде в течение десяти суток со дня вручения или
получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу
об административном правонарушении вступает в законную силу после
истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 мая 2015 г. N 4-14.3-289/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016