Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 26 октября 2015 г. N 4-14.3-1047/77-15
Я, <> рассмотрев протокол от 15.10.2015 и материалы дела об
административном правонарушении N 4-14.3-1047/77-15, возбужденного в
отношении ООО "Эльдорадо", в связи с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
выразившимся в распространении ООО "Эльдорадо" рекламы "Вернем 10% на карту
во всех магазинах "Эльдорадо", которая содержит не соответствующие
действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты,
размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, ответственность за
которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствие представителя ООО "Эльдорадо", надлежащим образом уведомленного
о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела, установил:
ООО "Эльдорадо" (местонахождение: 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 14)
является юридическим лицом, действующим на основании Устава, зарегистрировано
и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 23.03.2007 за
основным государственным номером 5077746354450, ИНН 7715641735, КПП
774301001.
ООО "Эльдорадо" с 29.01.2015 по 04.02.2015 распространило рекламу
"Вернем 10% на карту во всех магазинах "Эльдорадо", которая содержит не
соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке
его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Решением Комиссии Московского УФАС России от 09.07.2015 по делу N 3-5-96/77-15
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях
ООО "Эльдорадо" при распространении рекламы "Вернем 10% на карту во всех
магазинах "Эльдорадо" установлен факт нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе, выразившийся в распространении рекламы, которая содержит не
соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке
его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание
интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
1
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 37 "Обзор
практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о
рекламе", информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным
товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", размещение
отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с
определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту
рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в
названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару
достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Рассматриваемая информация содержала средства индивидуализации
хозяйствующего субъекта (ООО "Эльдорадо") и, исходя из содержания, манеры и
способа распространения, направлена на привличение внимания потребителя к
продукции реализуемой сетью магазинов "Эльдорадо", принадлежащей
ООО "Эльдорадо".
Установлено, что информация распространялась на радио и телевидении, а
равно неопределенному кругу лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть
заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной
стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для
неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или
лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Таким образом, рассматриваемая информация, направлена на привлечение
внимания к объекту рекламирования (ООО "Эльдарадо и реализуемым им товарам),
распространена на радио и телевидении, адресована неопределенному кругу лиц, а
следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Согласно материалам дела N 3-5-96/77-15, данный вывод в полной мере
подтверждается письменными пояснениями ООО "Эльдорадо", а также эфирной
(аудио и видео) записью рассматриваемой рекламы.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается недобросовестная и
недостоверная реклама.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной
признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и
других условиях приобретения товара.
Рассматриваемая реклама содержала, в том числе следующую информацию:
2
"В Эльдорадо скидки на новые покупки! Только до 4 февраля 10% от
стоимости любой покупки возвращаются на бонусную карту сразу. Подробности в
магазинах Эльдорадо".
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям
достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного
представления о товаре, об условиях его приобретения.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о
рекламируемом товаре приводит к искажению смысла рекламы и способствует
введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться
конкретной рекламируемой услугой.
Между тем, 31.01.2015, в период действия акции с 29.01.2015 по 04.02.2015,
физическим лицом, являющимся владельцем бонусной карты, в магазине
"Эльдорадо" (обособленное подразделение "Магазин N1", г. Комсомольск-на-Амуре,
ул. Дмитрова, д. 11) было приобретено офисное кресло "Бюрократ" по цене 9499
рублей, однако согласно товарному чеку N 977265 на бонусную карту ему было
зачислено 314 бонусов в связи с тем, что акция распространяется не на весь товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержала не соответствующие
действительности сведения о предоставляемых на товар бонусах, а именно
информацию о начислении бонусов в размере 10% от стоимости любых покупок. Как
было указано выше на кресло "Бюрократ" скидка предоставлена не была.
В соответствии с содержанием рекламы "В Эльдорадо скидки на новые
покупки! Только до 4 февраля 10% от стоимости любой покупки возвращаются на
бонусную карту сразу. Подробности в магазинах Эльдорадо" потребители не имели
возможности узнать о том, что скидка распространяется не на все товары.
Согласно письменным пояснениям ООО "Эльдорадо" в материалах дела N 3-5-
96/77-15, акция "10% на всё на бонусную карту!" проводилась в соответствии с
Распоряжением N Р-80/2015 от 28.01.2015 в период с 29.01.2015 по 04.02.2015.
Согласно условиям рассматриваемой акции, при покупке определенных товаров или
определенных услуг на бонусную карту потребителей начислялось 10% от стоимости
акционных товаров или услуг. С подробной информацией об условиях проведения
акции можно было ознакомиться на досках информации в розничных магазинах
"Эльдорадо", а также на сайте eldorado.ru. Таким образом, по мнению Общества
распространенная реклама является достоверной.
Указанные доводы заявителя о том, что информация о проводимой акции
размещалась на досках информации в розничных магазинах "Эльдорадо", а также на
сайте eldorado.ru, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что
непосредственно в тексте рекламы отсутствует информация о том, что на бонусную
карту потребителей начисляется 10% от стоимости только акционных товаров или
услуг. При этом, на уцененные модели акция не распространялась.
Также непосредственно в тексте рекламы отсутствует указание на сайт
eldorado.ru либо на иные источники, где потребители могли бы ознакомиться с
действительными условиями начисления бонусов.
Между тем, распространенная реклама формирует желание приобрести
рекламируемый товар именно с условием начисления бонусов в размере 10% от
стоимости покупки.
Потребитель воспринимает информацию указанную в рассматриваемой
3
рекламе с позиции того, что начисление бонусов в размере 10% от стоимости покупки
производится на любой товар, что фактически не соответствует действительности.
В рассматриваемом случае, рекламодатель не предпринял все зависящие от
него меры по недопущению введения потребителей в заблуждение при
распространении рекламы "В Эльдорадо скидки на новые покупки! Только до 4
февраля 10% от стоимости любой покупки возвращаются на бонусную карту сразу.
Подробности в магазинах Эльдорадо".
На основании изложенного, реклама "В Эльдорадо скидки на новые покупки!
Только до 4 февраля 10% от стоимости любой покупки возвращаются на бонусную
карту сразу. Подробности в магазинах Эльдорадо" в соответствии с пунктом 4 части
3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, не соответствующая требованиям
законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Следовательно, реклама "В Эльдорадо скидки на новые покупки! Только до 4
февраля 10% от стоимости любой покупки возвращаются на бонусную карту сразу.
Подробности в магазинах Эльдорадо", распространенная с нарушением пункта 4
части 3 статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является
изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и
(или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рассматриваемая реклама была распространена на основании
следующих последовательно заключенный договоров.
ООО "Эм-И-Си" заключило договорN МЕС-361/0111 от 19.01.2011 (далее -
Договор) с ООО "Эльдорадо", согласно п. 1.1 которого ООО "Эм-И-Си" от своего имени,
по поручению и за счет ООО "Эльдорадо", обязуется совершить юридические и иные
действия, направленные на производство, размещение рекламных материалов, в том
числе спонсорских рекламных материалов, в средствах массовой информации, любое
иное распространение рекламной информации всеми законными способами.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Договора, ООО "Эм-И-Си" в целях исполнения
поручений ООО "Эльдорадо", заключает от своего имени, но за счет
ООО "Эльдорадо" за вознаграждение договоры с третьими лицами на производство,
размещение рекламных материалов ООО "Эльдорадо".
ООО "Эм-И-Си" заключило с ООО "ГрупЭм" договор N RR17 от 31.12.2010,
согласно которому ООО "ГрупЭм" оказывает услуги по размещению рекламы в эфире
радиостанций и телевидении.
На основании изложенного, должностное лицо Московского УФАС России
приходит к выводу о том, что лицо определившим содержание рекламы "Вернем 10%
на карту во всех магазинах "Эльдорадо", распространяемой в эфире радиостанций и
телевидения, а равно ее рекламодателем, является ООО "Эльдорадо".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за
нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель
или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание
рекламы лицо.
Таким образом, ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона
4
о рекламе в рекламе "Вернем 10% на карту во всех магазинах "Эльдорадо" несет
ООО "Эльдорадо".
Местом совершения административного правонарушения является территория
распространения радиостанций и телевидения, в которых размещалась реклама
"Вернем 10% на карту во всех магазинах "Эльдорадо", в том числе г. Москва.
Время совершения административного правонарушения - 04.02.2015
(последняя дата распространения рекламы "Вернем 10% на карту во всех магазинах
"Эльдорадо" в эфире радиостанций и телевидения).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Эльдорадо" состоит в распространении рекламы "Вернем 10% на
карту во всех магазинах "Эльдорадо", с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе, выразившегося в распространении рекламы, содержащей не
соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке
его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Должностным лицом Московского УФАС России не установлено объективных
обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований.
Ответственность за невыполнение требований, установленных пунктом 4 части 3
статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного
наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им
административного правонарушения, имущественное и финансовое положение
юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Должностным лицом Московского УФАС России не установлено
обстоятельств отягчающих административную ответственность, а также
обстоятельств смягчающих административную ответственность ООО "Эльдорадо".
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем,
рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства
Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на
граждан - от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от
четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; юридических лиц - от ста тысяч до
пятисот тысяч рублей.
Таким образом штраф, подлежащий взысканию составляет 100 000 рублей.
Руководствуясь ст.-ст. 33, 38 Закона о рекламе, ст.-ст. 4.1, 14.3, 23.48, 29.9,
29.10 КоАП РФ,
5 постановил:
За нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность за
которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, назначить ООО "Эльдорадо"
(местонахождение: 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 14, дата регистрации -
23.03.2007, ОГРН 5077746354450, ИНН 7715641735, КПП 774301001)
административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000
(ста тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен
быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не
позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении
административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки
или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате
административного штрафа в Государственной информационной системе о
государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1
настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление,
направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного
штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения
в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма административного
штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого
зарегистрировано ООО "Эльдорадо", перечислением через банк, обслуживающий
хозяйствующий субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за
нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция
прилагается):
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Москва
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу N 4-14.3-1047/77-15.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа
в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы
6
неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, постановление
по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в
арбитражном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии
постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об
административном правонарушении вступает в законную силу после истечения
срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 октября 2015 г. N 4-14.3-1047/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016