Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 18 мая 2015 г. N 08-10АМ3/15
Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 18.05.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Смышляева И.А. - и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;
Члены Комиссии:
Проничева Н.И. - начальник отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,
Лукова И.С. - ведущий специалист -эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Мухин А.С. - государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,
рассмотрев дело N 08-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором от 15.09.2014 N26-04394В/14 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома (по адресу: Вологодская область, Сокольский район, СТ"Яблонька", земельный участок с кадастровым номером 35:26:0103051:33), результатом которого является ущемление интересов гр-на <_> установила:
23.03.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление гражданина <_> (далее - заявитель) на действия ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (далее - Общество, ответчик), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договором от 15.09.2014 N26-04394В/14 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, СТ"Яблонька", земельный участок с кадастровым номером 35:26:0103051:33.
В соответствии с приказом Управления N 208 от 23.04.2015 года возбуждено дело N08-10АМЗ/15 в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из содержания заявления следует, что между заявителем и Обществом заключен договор от 15.09.2014 N N26-04394В/14 (подписан заявителем 24.09.2014 г.) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
Согласно пункту 5 названного Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Заявителем в полном объеме произведена оплата стоимости услуг в размере 550 (пятьсот пятьдесят) рублей согласно раздела III названного Договора.
В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к сетям ОАО "МРСК Северо-Запада" должны быть исполнены Обществом не позднее 25.03.2015. На момент подачи заявления в Управление и на момент рассмотрения дела Комиссией и принятия по нему решения (15.05.2015 г.) мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Договором, со стороны "МРСК Северо-Запада" не выполнены.
На заседании Комиссии <_> поддержал заявленные требования. Кроме того, заявитель пояснил, что отсутствие технологического присоединения создает невозможность строительства жилого дома.
Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что выполнение мероприятий по договору было запланировано Обществом собственными средствами (то есть без привлечения третьих лиц). Для исполнения своих обязательств Обществом был составлен только рабочий проект реконструкции ВЛ-0,4 кВ. Ответчик признает нарушение сроков, предусмотренных договором. Также представитель Общества пояснил, что завершение необходимых мероприятий со стороны ОАО "МРСК Северо-Запада" планируется до конца мая 2015 г.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.
Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.
Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно обзору состояния конкурентной среды на товарном рынке от 22.04.2015 г. N29, ОАО "МРСК Северо-Запада", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Сокольском районе Вологодской области в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих Обществу сетей, составной частью которого являются услуги по технологическому присоединению.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
15.09.2014 г. между заявителем и Обществом заключен договор N26-04394В/14 (подписан <_> 24.09.2014 г.) на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, СТ"Яблонька", земельный участок с кадастровым номером 35:26:0103051:33.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.
Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.
Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
<_> как заявитель, соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.
При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению жилых домов к электрическим сетям ОАО "МРСК Северо-Запада", включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 25.03.2015 г.
Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договором, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома заявителя.
Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявка направленная гражданином в адрес Общества была принята, в результате чего был составлен договор от 15.09.2014 г. N26-04394В/14. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Общества имелись. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела, мероприятия по технологическому присоединению Обществом не выполнены.
Как установлено на заседании Комиссии и подтверждено материалами дела, в период с 24.09.2014 г. по 24.03.2015 г. (срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный договором для сетевой организации) Обществом не было выполнено ни одного действия для осуществления своих обязательств. Рабочий проект на реконструкцию воздушной линии был составлен уже после окончания предельных сроков исполнения ОАО "МРСК Северо-Запада" своих обязательств.
ОАО "МРСК Северо-Запада", в обоснование своей позиции, не представлено письменных доказательств, объективно препятствовавших ему добросовестно, своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного с гражданином договора при соблюдении баланса интересов заказчика и сетевой организации.
Довод Общества о том, что заявитель не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий, комиссией проанализирован.
Какая-либо очередность выполнения сторонами технических условий не предусмотрена ни Правилами, ни договором о технологическом присоединении.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Общество в установленный Договором срок обращалось в адрес заявителя с целью проверки выполнения последним технических условий. Сведений об обращении сетевой организации в адрес заявителя с требованием о выполнении его части технических условий также не представлено. Кроме того, в соответствии с Правилами технологического присоединения, а также в соответствии с заключенным договором, срок действия технических условий для заявителя составляет 2 года с момента заключения договора.
Указанные бездействия Общества по исполнению договора N26-04394В/14 ущемляет права гражданина на получение услуги по технологическому присоединению в установленные сроки. Кроме того, отсутствие технологического присоединения делает невозможным осуществления строительства заявителем жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО "МРСК Северо-Запада" доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора от 15.09.2014 г. N26-04394В/14 по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, СТ"Яблонька", земельный участок с кадастровым номером 35:26:0103051:33 к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов <_>
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ N 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора от 15.09.2014 г. N26-04394В/14 по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, СТ"Яблонька", земельный участок с кадастровым номером 35:26:0103051:33 к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов <_>
2. Выдать ОАО "МРСК Северо-Запада" предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 18 мая 2015 г. N 08-10АМ3/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016