Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 29 мая 2015 г. N 3-5-93/77-15
Резолютивная часть решения оглашена "13" мая 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - И.С. Гудковой,
членов Комиссии - П.В. Олейника, А.И. Кладочной,
рассмотрев дело N 3 5 93/77 15 в отношении ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" по факту распространения рекламы электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемой в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора, с признаками нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей от информации), без указания категории данной информационной продукции; с признаками нарушения статьи 16 Закона о рекламе, выразившегося в размещение текста рекламы в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы",
в присутствии представителей ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" в лице Чирко Е.Е. (доверенность N б/н от 17.12.2014), Шишкановой Е.Ю. (доверенность N б/н от 20.04.2015), установила:
Дело N 3 5 93/77 15 возбуждено Московским УФАС России 13.04.2014 на основании Акта N 2 плановой выездной проверки юридического лица от 23.12.2014 (исх. N 08/42948 от 23.12.2014) по факту распространения рекламы электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемой в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
В указанной рекламе усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о рекламе, выразившегося в размещении в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, рекламы без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы"; признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации, без указания категории данной информационной продукции.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей ЗАО "Аксель Шпрингер Раша", оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 26008 от 17.10.2006, выданному Роскомнадзором, учредителем журнала "ОК!" (ОКЕЙ) является ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" (129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 16, стр. 1). В соответствии с графой "Примерная тематика и специализация", данное средство массовой информации является информационным еженедельником о звездах и знаменитостях. Объем рекламы не может превышать 40 %.
Комиссией Московского УФАС России установлено, что ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" также является фактическим издателем журнала "ОК!" (ОКЕЙ). Данный факт подтверждается выходными данными журналов "ОК!" (ОКЕЙ) 2014 г., ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" не оспаривается.
ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" (адрес: 129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 16, стр. 1) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве 22.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037716027777, ИНН 7716236112, КПП 771601001.
Согласно Акту N 2 плановой выездной проверки юридического лица от 23.12.2014 (исх. N 08/42948 от 23.12.2014) и материалам проверки, спорная информация размещалась в следующих изданиях:
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N49 (366), 05.02.2013
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N50 (367), 12.12.2013
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N03 (371), 16.01.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N04 (372), 23.01.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N05 (373), 30.01.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N06 (374), 06.02.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N07 (375), 13.02.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N08 (376), 22.02.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N09 (377), 27.02.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N10 (378), 06.03.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N11 (379), 13.03.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N12 (380), 20.03.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N13 (381), 21.03.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N14 (382), 03.04.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N15 (383), 10.04.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N16 (384), 17.04.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N17-18 (385-386), 24.04.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N19 (387), 08.05.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N20 (388), 15.05.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N21 (389), 22.05.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N22 (390), 29.05.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N23 (391), 05.06.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N24 (392), 12.06.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N25 (393), 19.06.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N26 (394), 26.06.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N27 (395), 03.07.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N28 (396), 10.07.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N29 (397), 17.07.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N30 (398), 24.07.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N31-32 (399-400), 31.07.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N33 (401), 14.08.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N34 (402), 21.08.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N35 (403), 28.08.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N36 (404), 04.09.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N37 (405), 11.09.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N38 (406), 18.09.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N39 (407), 25.09.2014
Журнал "ОК!" (ОКЕЙ) N40 (408), 02.10.2014
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Информационные материалы (статьи, публикации и т.п.) о состоянии определенного товарного рынка, в которых внимание читателя преимущественно привлекается к какому либо товару, содержат сведения, формирующие или поддерживающие интерес к данному товару, в ущерб информации об иных участниках рынка, товарах, и направленные на продвижение на рынке конкретного товара, могут рассматриваться в качестве рекламы этого товара. На такие материалы распространяются требования Закона о рекламе.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Установлено, что в журнале "ОК" (ОКЕЙ) за 2014 г. размещены публикации, содержащие информацию об электронном средстве массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru".
Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ФС77 28193 от 28.04.2007, выданному Роскомнадзором, учредителем сайта "Русского издания журнала ОК!" www.ok-magazine.ru является ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" (129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 16, стр. 1). В соответствии с графой "форма распространения", данное средство массовой информации является электронным периодическим изданием.
Указанная информация, учитывая территорию распространения журнала "ОК" (ОКЕЙ), распространена посредством периодического печатного издания неопределенному кругу лиц.
Исходя из способа подачи и содержания, спорная информация направлена на привлечение внимания читателей к объекту рекламирования.
Содержание рассматриваемых публикаций, а именно: "Участвуйте в конкурсе "Стиль и мода", который проводит компания Centro на сайте ok-magazine.ru, и выигрывайте сертифицированные карты на приобретение обуви этого известного бренда"; "Новый год - самый веселый и долгожданный праздник! Продлите сказочное настроение, расскажите свою самую счастливую новогоднюю историю на сайте ok-magazine.ru и выиграйте призы от компании Disney в конкурсе "Счастливого Нового года!" и т. д., не согласуется по смыслу с содержанием основных статей разворота., привлекая внимание читателей ярким цветом, которым выделена информация "www.ok-magazine.ru", изображением знаменитостей, частым упоминанием сайта "www.ok-magazine.ru". Кроме того, в каждой публикации упоминается о конкурсах, проводимых на сайте "www.ok-magazine.ru". Упоминания в публикациях о конкурсах, проводимых на сайте www.ok-magazine.ru направлено на формирование у читателей желания перейти на сайт www.ok-magazine.ru и принять участие в конкурсах.
Рассматриваемую информацию нельзя признать исключительно справочно- информационным материалом, поскольку форма и содержание, а также способ распространения этой информации направлены, прежде всего, на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования
Помимо изложенного необходимо отметить, что информация о сайте www.ok-magazine.ru размещалась в номерах журнала "ОК!" (ОКЕЙ), выпускаемых в 2014 году. Данный факт дополнительно указывает на направленность действий на постоянное продвижением объекта рекламирования на фоне аналогичных. Кроме того, из самого содержания рекламы следует, что часть сведений и действий можно совершить исключительно на сайте www.ok-magazine.ru, что делает несостоятельным довод о том, что сайт - лишь электронная форма выпуска журнала "ОК!" (ОКЕЙ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации, информационной продукцией является предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий. Таким образом, электронное средство массовой информации "ОК!" (ОКЕЙ) является информационной продукцией в понимании пункта 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации.
Согласно части 10.1 части 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закон о защите детей от информации, без указания категории данной информационной продукции.
В рекламе электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемой в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора, отсутствует указание на категорию информационной продукции данных мероприятий.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при распространении указанной рекламы установлен факт нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В рекламе электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемой в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора, отсутствуют пометки "реклама" или "на правах рекламы".
Комиссией Московского УФАС России установлено, что журнал "ОК!" (ОКЕЙ), являющийся средством массовой информации, предназначен для неопределенного круга, распространяется на территории Российской Федерации, не является изданием, специализирующимся на сообщениях рекламного характера.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при распространении указанной рекламы установлен факт нарушения статьи 16 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемая в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5, статьей 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
При этом, Законодательством Российской Федерации не предусмотрена прямая заинтересованность рекламораспространителя либо издателя в рекламе отдельных видов товаров в периодических печатных изданиях. Данная характеристика, как и наличие договорных отношений с третьими лицами для квалификации информации в качестве рекламы, не является обязательным признаком.
Учредителем и издателем журнала "ОК!" (ОКЕЙ), является ЗАО "Аксель Шпрингер Раша". Таким образом, ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Резюмируя изложенное, Комиссия Московского УФАС России считает установленным нарушение ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" части 10.1 статьи 5, статьи 16 Закона о рекламе при распространении рекламы электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемая в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора.
ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" в материалы дела не представлены материалы, документально подтверждающие прекращение распространения рассматриваемой рекламы в журнале "ОК!" (ОКЕЙ) с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Между тем, предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, решила:
Признать распространяемую ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" рекламу электронного средства массовой информации "OK! www.ok-magazine.ru", размещаемую в журналах "ОК!" (ОКЕЙ) за 2014 год на страницах с содержанием и (или) колонкой редактора, ненадлежащей в связи с нарушением требований части 10.1 статьи 5, статьи 16 Закона о рекламе.
Выдать ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2015 г. N 3-5-93/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016