Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 26 января 2016 г. N Р15/149-04
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<_>
<_> |
- заместитель начальника отдела КСЗ; -ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ, |
рассмотрев дело N Р15/149 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг,
в присутствии: представителя АНО "ИИЦ "Сельская новь"- <_> (доверенность б/н от 02.11.2015 г.), <_> (предъявлен паспорт гражданина РФ), установила:
Тюменским УФАС России был выявлен факт распространения рекламы о продаже пластиковых окон, секционных гаражных ворот в кредит в общественно - политической газете Абатского района "Сельская новь" N81 (9956) от 10.10.2015 г. на стр.4 следующего содержания: "АЛЮПЛАСТ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА, КЕКЦИОННЫЕ ГАРАЖНЫЕ ВОРОТА. Бесплатные замеры, доставка. Кредит, рассрочка платежа. Г.Ишим, ул.Республики, 99А, т.:8 (34551) 58-9-99, 8-904-889-00-73".
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
В вышеупомянутой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Определением от 27.10.2015 г. N Р15/149-01 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно письменным пояснениям АНО "ИИЦ "Сельская новь" (вх.8964 от 25.11.2015 г.) Общество с вменяемым нарушением не согласно.
Выпуск газеты осуществляет редакция газеты "Сельская новь". АНО "ИИЦ "Сельская новь" является лишь издателем газеты. Редакция газеты "Сельская новь" зарегистрирована как средства массовой информации в форме газеты Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. С учетом статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации" следует, что редакция газеты является самостоятельным субъектом, который осуществляет производство и выпуск газеты и несет за это ответственность в лице главного редактора. В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации" распространение продукции средства массовой информации допускается после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Кроме того, по мнению АНО "ИИЦ "Сельская новь" в рассматриваемой рекламе рекламируются не финансовые услуги, а способы расчета за рекламируемый товар в форме товарного кредита.
Рекламодателем является ИП <_>, что подтверждается договором на оказание услуг по размещению рекламной информации в газете от 15.01.2015 г., счетом на оплату N426 от 30.09.2015 г., счет-фактурой N705 от 30.10.2015, актом N709 от 30.10.2015 г., платежным поручением N234 от 01.10.2015 г.
Индивидуальным предпринимателем <_> представлены письменные пояснения, согласно которым в рассматриваемой рекламе слово кредит подразумевает под собой предоставление товаров в долг.
Комиссия, исследовав материалы дела, документы представленные лицом, в действиях, которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заслушав доводы представителей, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается "любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем". Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе.
Комиссия при рассмотрении дела учитывает, что законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Однако, Закон о рекламе является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно, в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства, подлежат применению именно специальные нормы Закона о рекламе.
Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Данный перечень является закрытым.
Кредит является финансовой услугой банков (кредитных организаций).
Упоминание о кредите в тексте рекламы направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товарами, реализуемыми ИП <_> Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты воспользовались услугой по предоставлению кредита. Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания и к услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.
Установленное законодателем требование о необходимости указания в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего такую услугу, призвано дать возможность потенциальным потребителям услуги реализовать свое право на получение информации, выработать общее представление об условиях оказания данным лицом финансовых услуг еще до обращения за товаром. Несоответствие рекламы услуг по предоставлению финансовой услуги требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей, ограничивая их право доступа к необходимой информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего услуги по кредитованию, что нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
На рассмотрении дела <_> пояснил, что кредит предоставляется АО "ОТП Банк". В рекламе, распространяющейся в настоящее время, наименование банка указано.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанная реклама не соответствует требованиям части 1статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.
В соответствии с частями 6,7 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно договору на оказание услуг по размещению рекламной информации в газете от 15.01.2015 г., счету на оплату N426 от 30.09.2015 г., счет-фактурой N705 от 30.10.2015, актом N709 от 30.10.2015 г., платежным поручением N234 от 01.10.2015 г., ИП <_> является лицом, оплатившим и принявшим услуги по размещению рассматриваемой рекламы в общественно - политической газете Абатского района "Сельская новь" N81 (9956) от 10.10.2015 г. на стр.4, а следовательно, является рекламодателем, а АНО "ИИЦ "Сельская новь" - рекламораспространителем.
Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу под условным названием "АЛЮПЛАСТ", размещенную на станице 4 общественно - политической газете Абатского района "Сельская новь" N81 (9956) от 10.10.2015 г., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме _________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_>
|
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26 января 2016 г. N Р15/149-04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016