Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 26 ноября 2015 г. N 3-16-203/77-15
Резолютивная часть решения оглашена "12" ноября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" ноября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - И.С. Гудковой,
членов Комиссии - П.В. Олейника, А.В. Дерманца, Н.С. Уваровой,
рассмотрев дело N 3-16-203/77-15 по признакам нарушения ЗАО "Конде Наст" статьи 16 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в размещении в выпуске "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года более 40% рекламных материалов при том, что данное издание не зарегистрировано в качестве рекламного,
в присутствии представителя ЗАО "Конде Наст" в лице Лесконога Е.В. (доверенность N б/н от 01.02.2013), Фиськиной А.Е. (доверенность N б/н от 03.06.2013), установила:
Дело N 3-16-203/77-15 возбуждено на основании Акта N 4 от 06.08.2015 плановой выездной проверки юридического лица при осуществлении контроля за соблюдением Закона о рекламе по факту размещения рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе:
Превышение допустимого объема в 40% рекламы в журнале "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года - статьи 16 Закона о рекламе.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ЗАО "Конде Наст" (109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 54) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.02.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739270052.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Журнал "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" является зарегистрированным средством массовой информации, территорией распространения которого является Российская Федерация, страны СНГ, зарубежные страны. Примерной тематикой и (или) специализацией является мода, красота, стиль жизни. Данные сведения подтверждаются свидетельством о регистрации средства массовой информации N 017803 от 26.06.1998.
Таким образом, журнал "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" является общедоступным для неопределенного круга лиц-потребителей рекламы, каких либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц потребителей рекламы Комиссией Московского УФАС России не установлено.
Согласно Акту N 4 от 16.08.2015, в журнале "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года выявлены признаки нарушения Закона о рекламы в части превышения предельно допустимого объема рекламы в периодическом издании.
В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Актом расчета объема рекламы в печатном издании от 18.09.2015 установлено, что на обложке и в выходных данных журнала "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года не содержится информации о том, что данное издание является периодическим печатным изданием, которое зарегистрировано в качестве специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера, либо иные аналогичные сведения.
Издание содержит в себе:
обложку, всего 6 страниц (4 спереди, 2 сзади);
392 страниц непосредственно самого издания;
4 инструментально прикрепленные вкладки на 12 страниц (между страницами 136-137, 152-153, 168-169, 192-193).
Реклама занимает:
5 из 6 страниц обложки (за исключением лицевой страницы);
следующие страницы непосредственно самого издания:
1-70, 72-79, 81-89, 91-93, 95-99, 101-103, 105, 107, 109, 111-113, 115, 117-119, 121-124, 127, 129, 131, 133, 139-141, 143, 145, 147, 151, 154, 155, 157, 159, 161, 163, 165, 167, 169-171, 173, 175, 177, 179, 181-183, 185, 187, 189, 191, 195, 197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 210, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, 227, 229, 231, 233, 235, 243, 245, 247, 249, 251, 257, 267-268, 271, 273, 275, 285, 287, 290, 376-377, 379, 382-383, что в сумме составляет 186 страниц непосредственно самого издания, занимаемых рекламой, из суммарного количества в 392 страницы.
12 из 12 страниц инструментально прикрепленной вкладки.
Учитывая, что каждый из рекламных материалов в издании занимает страницы (здесь и далее - включая обложку, вкладки) полностью, а сами страницы визуально одинакового размера, представляется объективным расчет объема издания и объема рекламы в издании исходя из количества страниц, занятых рекламой, по отношению к суммарному количеству страниц.
Суммарный (100%) объем издания является совокупностью количества страниц издания, а именно:
6+392+12=410 страниц.
Суммарный объем рекламы является совокупностью всех страниц издания, занятых рекламой, а именно:
5+186+12=203 страницы.
Допустимым объемом рекламы в соответствии со статьей 16 Закона о рекламе является 40%, т. е. в настоящем случае: 410/100% х 40% = 164 страницы.
Между тем, объем рекламы в издании больше: 203 страницы (фактический объем) >164 страниц (допустимый объем);
А именно в процентах от общего объема издания реклама в издании занимает: 100% / 410 страниц х 203 страницы = ~ 49,5%.
ЗАО "Конде Наст" факт распространения рекламы в журнале "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года не отрицается, как и не отрицается превышение такой рекламы 40 % от общего объема печатного издания.
Однако согласно письменным и устным пояснениям представителей ЗАО "Конде Наст", Общество полагает, что в журнале "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года отсутствует нарушение статьи 16 Закона о рекламе по следующим основаниям.
Журнал "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года был зарегистрирован в 1998 году и его свидетельство не содержит указания на его рекламный или нерекламный характер. При этом ежемесячно, при ввозе журнала "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)", а также при его продаже компания-дистрибьюторам применяется ставка НДС 18%. В подтверждении вышесказанного, Общество ссылается на справки N 24/3-15-14553/24/14324с от 27.11.2013 и N 24/3-15-12279/24-12475с от 05.11.2014, выданные агентством по печати и массовым коммуникациям, удостоверяющие, что реклама в издании "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" может составлять более 40 % объема журнала.
Однако Комиссией Московского УФАС России не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе, требование о соблюдении объема рекламных материалов в 40 % не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации. Таким образом, для возможности размещать в периодическом печатном издании сообщения и материалы рекламного характера в объеме более чем 40% одного номера издания необходимо соблюдения условий, указанных в статье, а именно:
издание должно быть зарегистрировано в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера;
сведения о рекламном характере журнала должны содержаться как на обложке такого издания, так и в выходных данных.
Не смотря на тот факт, что согласно справкам, выданным Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям журнал "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" является специализированным рекламным изданием, и в данном издании реклама может составлять более 40 % объема журнала, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что факт нарушения статьи 16 в действиях ЗАО "Конде Наст" присутствует.
Изложенные выше требования должны соблюдаться в совокупности, они не являются исключающими или взаимозаменяемыми. Данные требования в первую очередь направлены на ориентирование потребителя о специфике и тематике приобретаемого им печатного издания.
Однако как установлено в Акте расчета объема рекламы в печатном издании от 18.09.2015, на обложке журнала "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года, а также в его выходных данных отсутствовало такое указание.
Таким образом, в первую очередь действиями ЗАО "Конде Наст" были нарушены права читателей журнала, а в настоящем случае и потребителей рекламы, у которых отсутствовала возможность при приобретении такого журнала ориентироваться на его рекламный характер и знать, что более 40% от объема данного издания занимают рекламные материалы и сообщения.
Учредителем и издателем журнала "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" является ЗАО "Конде Наст", что подтверждается копией свидетельства о регистрации средства массовой информации, представленной в материалах дела, а также выходными данными журнала.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно частям 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Таким образом, в действиях ЗАО "Конде Наст" при распространении в журнале "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года рекламы в объеме превышающем 40% от общего объема печатного издания установлен факт нарушения статьи 16 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО "Конде Наст" предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России решила:
Признать ненадлежащим распространение ЗАО "Конде Наст", в журнале "VOGUE РОССИЯ (ВОГ РОССИЯ)" N 03 (193) за март 2015 года рекламы с превышением объема рекламы в 40% от общего объема печатного издания, в связи с нарушением требований статьи 16 Закона о рекламе.
Выдать ЗАО "Конде Наст" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 ноября 2015 г. N 3-16-203/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016