Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 февраля 2016 г. N 7-03-18.1/2016
Резолютивная часть решения оглашена 1 февраля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 февраля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - вр.и.о. руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; *** - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
|
рассмотрев дело N 7-03-18.1/2016 по жалобе ООО "Продсервис" на действия (бездействие) МУП "Горторг", в присутствии представителей МУП "Горторг", действующих по доверенностям, в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Продсервис" на действия МУП "Горторг" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку овощей (извещение N 31503110576).
В жалобе указано следующее.
МУП "Горторг" провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку овощей.
ООО "Продсервис" была подана заявка на участие в открытом аукционе.
По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия неправомерно отказала ООО "Продсервис" в допуске к участию в открытом аукционе, обосновывая свое решение непредставлением полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом поданная заявка содержала выписку из единого государственного реестра юридических лиц от 30.06.2015, дата размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона - 18.12.2015.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель заказчика пояснил следующее.
Заявка ООО "Продсервис" была отклонена в связи с ошибочным определением предельного срока получения выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
С целью устранения нарушения прав и законных интересов заявителя протоколом аукционной комиссии от 27.01.2016 результаты аукциона признаны недействительными.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчик объявил о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку овощей.
При проведении открытого аукциона заказчик руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупке МУП "Горторг".
Извещение о проведении открытого аукциона 18.12.2015 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Открытый аукцион проводился с участием оператора электронной площадки АО "ОТС".
На участие в открытом аукционе поступило 7 заявок (ООО "Первомайский", ООО "СК Массив", ООО "Продсервис", ИП Щербаков П.В., ИП Додоев Ф.Т., ООО "Урал Инвест-торг", ИП Хакимов С.Г.).
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона от 22.01.2016 победителем признано ООО "Первомайский".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Целями регулирования Закона о закупках, в том числе являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как указано в протоколе рассмотрения заявок открытого аукциона от 22.01.2016 аукционная комиссия отказала ООО "Продсервис" в допуске к участию в открытом аукционе, обосновывая свое решение непредставлением полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В пункте 23.6 статьи 23 Положения о закупке МУП "Горторг" указано, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупочной процедуры не допускается закупочной комиссией к участию в аукционе, в том числе, в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупочной процедуры.
В соответствии с пунктом 1 информационной карты документации открытого аукциона вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать сведения и документы об участнике закупочной процедуры, подавшим такую заявку, в том числе, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Заявка ООО "Продсервис" содержала выписку из единого государственного реестра юридических лиц от 30.06.2015.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика в нарушение пункта 23.6 статьи 23 Положения о закупке МУП "Горторг", части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции необоснованно отказала ООО "Продсервис" в допуске к участию в открытом аукционе.
2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Протоколом аукционной комиссии от 27.01.2016 результаты аукциона признаны недействительными, тогда как действующим законодательством заказчик таким правом не наделен. В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными судом.
Кроме того, заказчик признал результаты открытого аукциона недействительными после окончания срока подачи заявок.
При этом ни в Положении о закупке МУП "Горторг", ни в документации открытого аукциона не предусмотрено право заказчика отказаться от проведения конкурентных процедур на любой стадии их проведения.
Согласно пункту 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Приняв решение о признании результатов аукциона недействительными, заказчик отказался от заключения договора с победителем.
Однако согласно пункту 6 статьи 448 ГК РФ, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
Следовательно, у заказчика отсутствуют правовые основания для отказа от заключения договора с победителем.
Таким образом, заказчик в нарушение требований статьи 448, 449 ГК РФ принял решение о признании результатов аукциона недействительными.
3. В соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Также согласно пункту 21.2 Положения о закупке МУП "Горторг" аукционная документация должна содержать, в том числе, требования к описанию участниками закупочной процедуры товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, в том числе к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), ее количественным и качественным характеристикам.
В спецификации, являющейся приложением N 3 к документации открытого аукциона, в качестве характеристик товара указано следующее:
- морковь столовая свежая, высший, 1 сорт, фасованная в сетках, ГОСТ 32284-2013;
- свекла столовая свежая, высший, 1 сорт, фасованная в сетках, ГОСТ 32285-2013.
То есть, из буквального толкования требований аукционной документации заказчику необходим товар, как высшего сорта, так и первого сорта.
При этом, заказчик не определяет количество товара по каждому сорту.
Из чего следует, что указанное описание объекта закупки не позволяет определить потребность заказчика и нарушает пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункта 3 пункта 21.2 Положения о закупке МУП "Горторг".
Согласно аукционной документации конкретные характеристики закупаемого товара, в том числе сорт товара, должны быть отражены участниками закупки в первой части заявки.
Нарушение, допущенное заказчиком при описании предмета закупки, затрудняет заполнение первой части заявки участниками закупки, что может привести к увеличению времени, необходимого для подготовки к участию в данной закупке, а также к заполнению первой части заявки в нарушение требований аукционной документации, тем самым к необоснованному отклонению заявок и ограничению количества участников аукциона.
Так, при обзоре Комиссией Челябинского УФАС России первых частей заявок установлено, что у всех участников, кроме ООО "Продсервис", в качестве характеристики товара указан как первый, так и высший сорт товара.
Указанное обстоятельство свидетельствует о неясности требований аукционной документации к оформлению заявок и нарушает пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункт 2 пункта 21.2 Положения о закупке МУП "Горторг".
4. В пункте 35.3 Положения о закупке МУП "Горторг", определяющем порядок проведения закупочных процедур в электронной форме, указано, что порядок представления документации участникам закупочной процедуры, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках устанавливаются оператором электронной торговой площадки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Согласно части 3 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке утверждается заказчиком.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупке.
При этом согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, порядок, место, дата начала и дата окончания, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Обязанность размещения информации, перечисленной в статье 4 Закона о закупках, возложена на заказчика.
Таким образом, заказчик неправомерно в нарушение части 2 статьи 2 Закона о закупках, установил, что порядок представления документации участникам закупочной процедуры, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках устанавливаются оператором электронной торговой площадки, тем самым переложил свою обязанность по определению содержания указанной информации на оператора электронной площадки.
Следовательно, указанный в пункте 35.3 Положения о закупке МУП "Горторг" порядок проведения закупочных процедур в электронной форме, противоречит требованиям части 2 статьи 2 Закона о закупках и нарушает принцип информационной открытость закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Продсервис" на действия (бездействие) МУП "Горторг" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку овощей (извещение N 31503110576) обоснованной;
2. Признать действия аукционной комиссии МУП "Горторг", выразившиеся в отказе ООО "Продсервис" в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку овощей (извещение N 31503110576), нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 23.6 статьи 23 Положения о закупке МУП "Горторг";
3. Признать действия МУП "Горторг", выразившиеся в установлении в аукционной документации характеристик закупаемого товара, не позволяющих сделать вывод о потребности заказчика, нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 3 пункта 21.2 Положения о закупке МУП "Горторг";
4. Признать действия МУП "Горторг", выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к заявке, не позволяющих сделать вывод о ее содержании, нарушением пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 2 пункта 21.2 Положения о закупке МУП "Горторг";
5. Признать действия МУП "Горторг", выразившиеся в указании в пункте 35.3 Положения о закупке МУП "Горторг" сведений о том, что оператором электронной торговой площадки устанавливается порядок представления документации участникам закупочной процедуры, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках, нарушением части 2 статьи 2 Закона о закупках;
6. МУП "Горторг", оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 3
по делу N 7-03-18.1/2016
1 февраля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - вр.и.о. руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; *** - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
|
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 01.02.2016 N 7-03-18.1/2016 по жалобе ООО "Продсервис" на действия (бездействие) МУП "Горторг" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку овощей (извещение N 31503110576), предписывает:
1. МУП "Горторг" прекратить нарушение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Закона о защите конкуренции, Положения о закупках МУП "Горторг", порядка организации и проведения торгов, установленного решением от 01.02.2016 N 7-03-18.1/2016, а именно:
1.1. В срок до 9 февраля 2016 года аннулировать результаты открытого аукциона, отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона;
1.2. В срок до 11 февраля 2016 года разместить на сайте в www.zakupki.gov.ru решение, принятое при исполнении пункта 1.1 настоящего предписания;
1.3. С даты размещения настоящего предписания на сайте www.chel.fas.gov.ru не заключать договор по итогам открытого аукциона, оформленного протоколом подведения итогов открытого аукциона от 22.01.2016;
1.4. В срок до 29 февраля 2016 года привести Положение о закупках МУП "Горторг" в соответствие с требованиями Закона о закупках, а именно: указать что размещение сведений, перечисленных в статье 4 Закона о закупках, осуществляется заказчиком;
2. МУП "Горторг" в срок до 1 марта 2016 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 предписания (копию протокола об отмене открытого аукциона, копию Положения о закупках МУП "Горторг" с внесенными изменениями, доказательства размещения указанной информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru);
3. Оператору электронной площадки АО "ОТС" с 5 февраля 2016 года обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 февраля 2016 г. N 7-03-18.1/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016