Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 23 июля 2015 г. N 3-24-102/77-15
Резолютивная часть решения оглашена "09" июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - И.С. Гудковой,
членов Комиссии - Н.М. Семеновой, А.И. Кладочной, К.С. Сучковой,
рассмотрев дело N 3-24-102/77-15 в отношении ООО "Здоровье" по факту распространения 22.09.2014 в период с 09:00 до 10:00 в эфире радиостанции "Радио России" рекламы медицинского прибора "Биокорректор Люкс" с признаками нарушения пунктов 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 24, части 6 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе"),
в присутствии представителя ООО "Здоровье" в лице Думброва Р.А. (по доверенности от 17.06.2015), установила:
Дело N 3-24-102/77-15 возбуждено Московским УФАС России на основании обращения физического лица относительно распространения 22.09.2014 в период с 09:00 до 10:00 в эфире радиостанции "Радио России" рекламы медицинского прибора "Биокорректор Люкс".
Указанная реклама построена в форме диалога, в которой ведущий обсуждает с гостем новые методы лечения организма человека на микрополяризационном уровне, в том числе методы лечения заболеваний посредством медицинского прибора "Биокорректор Люкс", а также о положительных свойствах указанного медицинского прибора.
"А вот если не брать инфекционные поражения организма или травмы, а вот именно на хронические болезни посмотреть. Причины у этих заболеваний (у сердечных там, суставных, желудочных) у них схожие причины - это нарушение в работе клеток в организме человека. Именно когда клетки перестают нормально делиться, перестают, так сказать, работать так как должны, возникают вот эти хронические проблемы, поэтому, сами понимаете, так как все клетки в организме взаимосвязаны и обмениваются друг с другом информацией, то когда появляется одно заболевание, оно влечет за собой другое, то - третье, и вот получается, что в пожилом возрасте у человека букет заболеваний.
Понятно, ну если я Вас правильно понял, если причина на клеточном уровне, то, значит, главная задача -это вот одновременно наладить работу всех клеток организма, да А с помощью какого метода это можно сделать
Есть один метод, он открыт уже давно, несколько лет применяется успешно и в Европе, и в Израиле, и в Китае. Это метод микрополяризации клеток. Микрополяризация, это вот дословно, воздействие очень такими слабыми импульсами тока, под действием которых клетки организма человека начинают работать правильно и хорошо. Вот это клеточное лечение, метод микрополяризации. Мало того, что здесь практически все возрастные болезни лечатся - сердечно-сосудистые, суставные, эндокринные и даже желудочно-кишечный тракт, так здесь еще минимум побочных эффектов и противопоказаний, что тоже очень важно!
В отличие от лекарств!
В отличие от стандартных методик, да! Потому что одно лечим, другое калечим. Это еще можно, когда вам там лет 30-40, когда вам 70-80 такой принцип просто исключается. Ну и что самое главное, сейчас в Российской Федерации есть очень хороший такой добротный и прекрасно себя показавший медицинский прибор, который многим уже знаком. Он называется "Биокорректор Люкс". Как раз аппарат "Биокорректор Люкс", дорогие друзья, он лечит с использованием метода микрополяризации, то есть он действительно лечит клетки организма человека.
То есть именно он идеально подходит для пожилых людей у которых уже в хроническую форму всякие болячки перешли.
Абсолютно верно! Вне всякого сомнения, потому что он прост, удобен, надежен, долговечен и плюс показывает очень хорошие результаты в лечении, потому что все вот это болезни, ну согласитесь да, та же гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, артрит, артрозы, остеохондрозы - все это, в основном, встречается тогда, когда человеку, скажем, уже за 60-70 лет. Вот именно для таких возрастов.
Когда стареть начинает организм.
Конечно, вот для таких возрастов и разрабатывался "Биокорректор Люкс", для того, чтобы помочь человеку по данным тяжелым заболеваниям. То есть, во-первых, Вы поймите, Вы можете взять прибор на всю семью, потому что прибор имеет функцию автонастройки. Он сам определяет заболевание, сам начинает программу лечения и сам ее завершает.
Просканирует организм, для начала, выявляет где и какие сбои, да
Где клетки, так сказать, величина электромагнитного излучения отличается от нормальной и он понимает какой орган работает хорошо, а какой орган работает со сбоем, с болезнью. И таким образом, он подстроится под меня, под Вас, под других членов семьи.
То есть чисто объективный анализ происходит.
Естественно! В этом-то и суть, потому что у одного человека гипертония с причиной, скажем, в атеросклерозе сосудов, а у другого человека та же гипертония, но с причиной, скажем, в печени и в почтах. Поэтому одно и то же, скажем, лекарство одному человеку поможет, другому не поможет, а третьему навредит, а с "Биокорректором", он сам "Биокорректор Люкс" подстраивается под ваш организм, сам находит нужную программу лечения.
Ставит точный диагноз, в отличии от врача не ошибается и с максимальной отдачей лечит. Давайте сразу дадим телефон, по которому наши слушатели смогут связаться по специалистом: задать свои вопросы, узнать о скидках, заказать "Биокерректор Люкс."
Телефон горячей линии в Москве 84956519090. На данном телефоне постоянно дежурят специалисты, Вы можете задать свой вопрос, спросить насколько может помочь "Биокорректор Люкс" именно при вашем заболевании.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом".
При распространении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения положений статьи 24 Закона о рекламе, а именно:
признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинского прибора, содержащей утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинского прибора, способствующей созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинского прибора, создающей впечатление ненужности обращения к врачу;
признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинского прибора, гарантирующей положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
признаки нарушения части 6 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинского прибора, в которой сообщаются свойства, характеристики, способы применения и использования медицинского изделия, не содержащиеся в утвержденной в установленном порядке инструкции по применению и использованию рекламируемого изделия.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "Здоровье" (адрес: 109428, г. Москва, ул. Зарайская, д. 21) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1117746787685, ИНН 7721737749, КПП 772101001.
Медицинское изделие "Биокорректор Люкс" зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке под номером ФСР 2012/14041 от 02.11.2012.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ведущий приводит контактные сведения ООО "Здоровье" (адрес: 109428, г. Москва, ул. Зарайская, д. 21, ОГРН 1117746787685). Указанная реклама построена в форме диалога, в которой ведущий обсуждает с гостем новые методы лечения организма человека на микрополяризационном уровне, в том числе методы лечения заболеваний посредством медицинского прибора "Биокорректор Люкс", а также о положительных свойствах указанного медицинского прибора.
Информация распространялась в эфире радиостанции "Радио России", а следовательно, была доступна для восприятия неопределенному кругу лиц.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация отвечает всем законодательно установленным признакам рекламы, а именно: содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Данный вывод ООО "Здоровье" не оспаривается, а также подтверждается представленными в адрес Московского УФАС России договором с рекламораспространителем.
Согласно части 6 статьи 24 Закона о рекламе, сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
Согласно представленным в адрес Московского УФАС России документам и сведениям, вся информация о свойствам и характеристиках медицинского изделия, содержащаяся в эфире радиостанции "Радио России", указана в инструкции по применению аппарата физиотерапевтического для биоуправляемой микрополяризации "Биокорректор люкс".
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России факта нарушения части 6 статьи 24 Закона о рекламе, при распространении рекламы, не установлено.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования.
Проанализировав представленные материалы и сведения, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама медицинского прибора "Биокорректор Люкс" не содержит сведения о необходимости применения объекта рекламирования здоровому человеку.
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России факта нарушения пункта 6 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, при распространении реклама медицинского прибора "Биокорректор Люкс", не установлено.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Создание впечатления об эффективности медицинского прибора возможно путем указания на факт его положительного влияния на течение болезней, в том числе конкретных, их развития и предупреждения, а также указание на факт положительного влияния такого объекта на нарушения функций органов или систем организма, повреждения, патологические состояния.
В соответствии с пунктом 17 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н, расстройство здоровья состоит во временном нарушении функций органов и (или) систем органов, непосредственно связанное с повреждением, заболеванием, патологическим состоянием, обусловившее временную нетрудоспособность.
Таким образом, создание впечатления об эффективности медицинского изделия возможно путем указания на факт его положительного влияния на течение болезней, в том числе конкретных, их развития и предупреждения, а также указание на факт положительного влияния такого объекта на нарушения функций органов или систем организма, повреждения, патологические состояния.
Содержание в рекламе медицинского прибора "Биокорректор Люкс" следующих утверждений: "Как раз аппарат "Биокорректор Люкс", дорогие друзья, он лечит с использованием метода микрополяризации, то есть он действительно лечит клетки организма человека", ".он идеально подходит для пожилых людей у которых уже в хроническую форму всякие болячки перешли", ".гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, артрит, артрозы, остеохондрозы - все это, в основном, встречается тогда, когда человеку, скажем, уже за 60-70 лет. Вот именно для таких возрастов "." разрабатывался "Биокорректор Люкс", для того, чтобы помочь человеку по данным тяжелым заболеваниям. То есть, во-первых, Вы поймите, Вы можете взять прибор на всю семью, потому что прибор имеет функцию автонастройки. Он сам определяет заболевание, сам начинает программу лечения и сам ее завершает.", "Мало того, что здесь практически все возрастные болезни лечатся - сердечно-сосудистые, суставные, эндокринные и даже желудочно-кишечный тракт, так здесь еще минимум побочных эффектов и противопоказаний, что тоже очень важно!", указывает на положительное влияние данного изделия на течение и продолжительность болезней, что может создать у потребителей рекламы впечатление гарантированной эффективности прибора.
Исходя из буквального прочтения рекламы медицинского прибора "Биокорректор Люкс" следует, что она наряду с указанием заболеваний (расстройств здоровья) прямо указывает на возможность положительного влияния данного прибора на течение болезней, в том числе, конкретных. При этом, рассматриваемая реклама не содержит каких-либо указаний на возможность того, что положительный эффект от использования медицинского прибора "Биокорректор Люкс" не будет достигнут.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу.
Между тем, в рассматриваемой рекламе содержатся утверждения: "Ставит точный диагноз, в отличии от врача не ошибается и с максимальной отдачей лечит", ".Вы можете взять прибор на всю семью, потому что прибор имеет функцию автонастройки. Он сам определяет заболевание, сам начинает программу лечения и сам ее завершает".
Таким образом, из рекламы следует, что "Биокорректор Люкс" может самостоятельно применяться всеми возрастными категориями лиц, поскольку аппарат "сам определяет заболевание, сам начинает программу лечения и сам ее завершает", а наличие в рекламе утверждения "ставит точный диагноз, в отличии от врача не ошибается", дополнительно подчеркивает отсутствие необходимости в получении предварительной консультации специалиста (врача).
При этом необходимо отметить, что медицинское изделие "Биокорректор Люкс", согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, относится к медицинским изделиям класса потенциального риска "2а", что учитывая положения приложения N 2 к приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4Н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", соответствует средней степени риска.
Инструкция по применению названного медицинского изделия содержит ряд противопоказаний к его применению/использованию, в том числе: злокачественные новообразования, нарушения свертываемости крови, острые нарушения мозгового и коронарного кровообращения, беременность, эпилепсия, наличие у пациента имплантируемого электрокардиостимулятора и пр.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представляется очевидным, что самостоятельное применение (использование) медицинского изделия "Биокорректор Люкс", без предварительной консультации врача, является небезопасным и связано с риском для здоровья потребителей, в то время как в спорной рекламе утверждается обратное.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Так, в рекламе сообщается: ".он лечит с использованием метода микрополяризации, то есть он действительно лечит клетки организма человека", "он идеально подходит для пожилых людей которых уже в хроническую форму всякие болячки перешли", "гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, артрит, артрозы, остеохондрозы - все это, в основном, встречается тогда, когда человеку, скажем, уже за 60-70 лет. Вот именно для таких возрастов "." и разрабатывался "Биокорректор Люкс", для того, чтобы помочь человеку по данным тяжелым заболеваниям".
Таким образом, в рассматриваемой рекламе в утвердительной форме говорится о том, что у пожилых людей встречаются такие болезни, как гипертония, атеросклероз, сахарный диабет и т. д. Наличие таких утверждений в совокупности с информацией о том, что данный прибор разрабатывался именно для пожилых людей, приводит к созданию у потребителя рекламы впечатления о наличии у данной возрастной группы определенных заболеваний, в том числе и тяжелых.
Таким образом, при распространении рекламы "Биокорректор Люкс" выявлены факты нарушения пунктов 5, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама аппарата "Биокорректор Люкс", содержащая признаки нарушения пунктов 5, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Рассматриваемая реклама размещалась на основании Договора N РТРК-111117-003 от 17.11.2011, Договора N РТРК-131218-001 от 18.12.2013, Договора N РТРК-140905-001 от 05.09.2014 (далее - Договор), заключенного между ЗАО "Видео Интернешнл - Радио" и ООО "Здоровье".
В соответствии с пунктом 2.1 Договора, ООО "Здоровье" заказывает, а ЗАО "Видео Интернешнл - Радио", действуя в качестве агента на основании соответствующего договора, заключенного с ФГУП "ВГТРК", обязуется оказать услуги по проведению рекламных кампаний в рамках рекламных проектов ООО "Здоровье", путем размещения рекламы в эфире одного или нескольких каналах в соответствии с условиями настоящего Договора.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора, предоставляемые ООО "Здоровье" рекламные материалы по своему содержанию и оформлению должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе и ООО "Здоровье" гарантирует ЗАО "Видео Интернешнл - Радио" соответствие рекламы законодательству Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией Московского УФАС России установлено, что рекламодателем указанной рекламы является ООО "Здоровье".
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Таким образом, установлено нарушение ООО "Здоровье" пунктов 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.
ООО "Здоровье" в материалы дела не представлены материалы, документально подтверждающие прекращение распространения рассматриваемой рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Между тем, предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Здоровье" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, решила:
Признать распространенную ООО "Здоровье" рекламу прибора "Биокорректор Люкс" в эфире радиостанции "Радио России", ненадлежащей в связи с нарушением требований пунктов 5, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.
Выдать ООО "Здоровье" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июля 2015 г. N 3-24-102/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016