Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 21 сентября 2015 г. N 4-14.3-865/77-15
Я, <> рассмотрев протокол от 10.09.2015 и материалы дела об
административном правонарушении N 4-14.3-865/77-15, возбужденного в отношении
должностного лица - директора по рекламе ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" <> в
связи с нарушением статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
(далее - Закон о рекламе), выразившимся в распространении ЗАО "Аксель Шпрингер
Раша" рекламы КОМЕДИЯ" в журналах GALA Биография в период с апреля по
ноябрь 2014 года года без указания категории информационной продукции,
ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствие надлежащим образом уведомленной <> (представлено ходатайство о
рассмотрении дела в ее отсутствие), установил:
ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" (адрес: 129226, г. Москва, ул. Докукина, д. 16,
стр. 1) является юридическим лицом, действующим на основании Устава,
зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве
22.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037716027777,
ИНН 7716236112, КПП 771601001.
ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" распространило рекламу "КОМЕДИЯ" в
журналах GALA Биография в период с апреля по ноябрь 2014 года, без указания
категории информационной продукции.
Решением Комиссии Московского УФАС России от 26.06.2015 по делу N 3-5-56/77-15
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях
ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" при распространении рекламы "КОМЕДИЯ" в журналах
GALA Биография в период с апреля по ноябрь 2014 года, установлено нарушение
части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в размещении рекламы
информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о
защите детей от информации), без указания категории данной информационной
продукции.
Согласно Акту N 2 плановой выездной проверки юридического лица от
23.12.2014 (исх. N 08/42948 от 23.12.2014) и материалам проверки, спорная
1
информация размещалась в следующих изданиях:
1. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 85 журнала GALA Биография апрель 2014
- части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе;
2. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 79 журнала GALA Биография май 2014 -
части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе;
3. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 117 журнала GALA Биография июнь 2014
- части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе;
4. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 23 журнала GALA Биография июль - август
2014 - части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе;
5. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 35 журнала GALA Биография сентябрь 2014
- части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе;
6. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 23 журнала GALA Биография октябрь 2014
- части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе;
7. реклама "КОМЕДИЯ" на странице 29 журнала GALA Биография ноябрь 2014
- части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание
интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики
рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе",
информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром,
должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда
Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", размещение
отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с
определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту
рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в
названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару
достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Установлено, что в журнале GALA Биография в период с апреля по ноябрь
2014 г. на отдельной странице номера размещалась информация о телеканале
"КОМЕДИЯ", сопровождаемая логотипом телеканала, наименованиями
кинопродукции (фильмов) и изображениями кадров из них с указанием даты и
2
времени трансляции, а также ссылками на сайты в сети Интернет по адресу
comediatv.ru, red-media.ru, redmediatv.ru.
Учитывая содержание спорной рекламы, в частности наличие в ней
наименования кинопродукции (фильмов) и изображений кадров из них с указанием
даты и времени трансляции, должностное лицо Московского УФАС России считает,
что спорная информация направлена на привлечение внимания к транслируемой
кинопродукции (фильмам) одновременно с телеканалом "КОМЕДИЯ".
В частности, информация об указанных фильмах занимает доминирующую
часть рекламы. Привлекая внимание к телеканалу как к лицу, транслирующему
кинопродукцию (фильмы), рассматриваемая реклама также выделяет ряд такой
кинопродукции (фильмов), транслируемой телеканалом. Представляется очевидным,
что основной целью телеканала, именующего себя "круглосуточный развлекательный
телеканал отечественных и зарубежных фильмов", является трансляция таких
фильмов, в связи с чем рекламодатель заинтересован в привлечении внимания
потребителей рекламы к просмотру, в первую очередь, именно указанной
информационной продукции, с целью чего указывается дата и время трансляции,
кадры из фильмов.
Учитывая изложенное, должностное лицо Московского УФАС России приходит
к выводу, о том, что рассматриваемая информация направлена на продвижение среди
потребителей комплексного объекта рекламирования: телеканала "КОМЕДИЯ", а
также информационной продукции, транслируемой с его использованием, а именно
кинопродукции (фильмов).
Указанная информация, учитывая территорию распространения журнала GALA
Биография, доводится до неопределенного круга лиц и направлена на привлечение
внимания к объекту рекламирования. Исходя из способа подачи и содержания,
информации направлена на привлечение внимания читателей к объекту
рекламирования, а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3
Закона о рекламе.
Указанный вывод подтверждается пометкой "реклама", размещенной на
рассматриваемых материалах ЗАО "Аксель Шпрингер Раша".
На основании изложенного, установлен факт распространения рекламы
телеканала "КОМЕДИЯ", а также информационной продукции, транслируемой с его
использованием в журнале GALA Биография в период с апреля по ноябрь 2014 г.
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается
размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в
соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации, без указания
категории данной информационной продукции.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации, к
информационной продукции относятся, в том числе, предназначенные для оборота на
территории Российской Федерации продукция средств массовой информации,
печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей,
программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы
данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных
мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том
числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" довод о том, что на рассматриваемом макете
3
телеканала "КОМЕДИЯ" указан знак информационной продукции "16+", "12+",
который полностью соответствует информационной категории указанной в рекламе
кинопродукции (сериалов).
Таким образом, по мнению Общества, поскольку вся кинопродукция (сериалы)
имеет одинаковую возрастную категорию, указание знака информационной
продукции "16+", "12+" единожды на странице является достаточным для
соблюдения требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Между тем, согласно сведениям, размещенным на информационном портале
Министерства Культуры Российской Федерации mkrf.ru, установлено, что не вся
кинопродукция (сериалы) из рассматриваемой рекламы имеют категорию
соответствующую знаку информационной продукции "16+", "12+". Так на странице
23 журнала GALA Биография октябрь 2014, где указан знак информационной
продукции "12+", фильмы "Свидание вслепую" и "All inclusive, или все включено"
соответствуют возрастной категории "14+".
Таким образом, в рекламе телеканала "КОМЕДИЯ" в журнале GALA
Биография в период с апреля по ноябрь 2014 г. знак информационной продукции
"16+", "12+" не соответствует категории информационной продукции указанной
кинопродукции (фильмов), а следовательно для них надлежащая возрастная пометка
отсутствует.
На основании изложенного, при распространении ЗАО "Аксель Шпрингер
Раша" рекламы телеканала "КОМЕДИЯ" в журнале GALA Биография в период с
апреля по ноябрь 2014 установлен факт нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о
рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе,
является ненадлежащей.
Таким образом, реклама телеканала "КОМЕДИЯ" в журнале GALA Биография
в период с апреля по ноябрь 2014 является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе,
рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение
рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991
N 2124-1 "О средствах массовой информации", под распространителем понимается
лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации
по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Учредителем и издателем журнала GALA Биография, является ЗАО "Аксель
Шпрингер Раша". Таким образом, ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" является
рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Резюмируя изложенное, установлено нарушение ЗАО "Аксель Шпрингер
Раша" части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы
"КОМЕДИЯ" в журнале GALA Биография в период с апреля по ноябрь 2014.
Местом совершения административного правонарушения является территория
распространения журнала GALA Биография, в том числе город Москва.
Время совершения административного правонарушения - 30.10.2014 (дата
выхода в свет журнала GALA Биография ноябрь 2014).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным
4
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности
подлежит должностное лицо в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением
организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники организаций несут административную
ответственность как должностные лица.
В соответствии с документами, представленными ЗАО "Аксель Шпрингер
Раша" в адрес Московского УФАС России, директор по рекламе ЗАО "Аксель
Шпрингер Раша" <> является лицом, ответственным за распространение ЗАО
"Аксель Шпрингер Раша" рекламы "КОМЕДИЯ" в журнале GALA Биография в
период с апреля по ноябрь 2014, с нарушением части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно трудовому договору N 580 между ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" и
<> от 02.09.2009, <> является директором по рекламе ЗАО "Аксель Шпрингер
Раша".
Из должностной инструкции директора по рекламе, а именно пп. 4.1. следует,
что директор по рекламе осуществляет управление рекламной службой
издательского дома и отделом рекламы Forbes Online, а также согласно пп. 5.2 в
пределах своей компетенции вправе сообщать непосредственному руководителю о
всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их
устранению.
Таким образом, директор по рекламе ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" <>
является должностным лицом ЗАО "Аксель Шпрингер Раша", ответственным за
распространение ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" рекламы "КОМЕДИЯ" в журнале
GALA Биография в период с апреля по ноябрь 2014, с нарушением части 10.1 статьи 5
Закона о рекламе. <> требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Вина <> состоит в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, а
именно непринятии всех зависящих от нее мер по соблюдению требований законодательства
при распространении рекламы "КОМЕДИЯ" в журнале GALA Биография в период с
апреля по ноябрь 2014, с нарушением части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Должностным лицом Московского УФАС России не установлено объективных
обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований.
Ответственность за невыполнение требований установленных частью 10.1
статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного
наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им
административного правонарушения, личность виновного, его имущественное
положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и
обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Должностным лицом Московского УФАС России не установлено
обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также
5
обстоятельств, смягчающих административную ответственность <>
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем,
рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства
Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на
граждан - от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от
четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; юридических лиц - от ста тысяч до
пятисот тысяч рублей.
Таким образом штраф, подлежащий взысканию составляет 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.-ст. 33, 38 ФЗ "О рекламе", ст.-ст. 4.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10
КоАП РФ, постановил:
1. Признать <> виновной в совершении административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.
2. За нарушение ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ назначить должностному лицу -
директору по рекламе ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" <> административное
наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть
уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее
шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного
штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки,
предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате
административного штрафа в Государственной информационной системе о
государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1
настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление,
направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного
штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения
в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа
подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого
зарегистрирована <> перечислением через банк, обслуживающий хозяйствующий
субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за
нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция
прилагается):
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Москва
ИНН 7706096339
КПП 770101001
6
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу N 4-14.3-865/77-15.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы
неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об
административном правонарушении может быть обжаловано в установленном
законом порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения
постановления.
В соответствии с п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об
административном правонарушении вступает в законную силу после истечения
срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2015 г. N 4-14.3-865/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016