Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 2 февраля 2016 г. N 06-10.1/04-2016
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/04-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Компания ИНИС" (далее - ООО "Компания ИНИС") в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) за 2015 год рекламы, содержащей признаки нарушения требований статьи 16, части 7 статьи 24, части 1.1 статьи 25, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Компания ИНИС" (ОГРН 1095543029779, ИНН 5504214628, местонахождение: 644042, г. Омск, пр. Маркса, 24, офис 91) - генерального директора <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) за 2015 год рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
1. Статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Реклама, размещенная в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) за 2015 год, не сопровождалась пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", а сопровождалась значком P. При этом в выходных данных газеты указано: "P Материалы, в которых присутствует такое обозначение, опубликованы на правах рекламы".
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N ТУ 55-00148 от 29 октября 2009 года, журнал "Мамина азбука" зарегистрирован как рекламное издание, реклама более 40%.
В рассматриваемом издании на обложке и в выходных данных не содержится информация о специализации издания на сообщениях и материалах рекламного характера.
Согласно письму ФАС России от 27 февраля 2016 года N АК/8901/15, при размещении рекламы в журнале, специализирующемся в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ на материалах рекламного характера (более 40%), без указания о такой специализации на обложке и в выходных данных печатного издания, требуется наличие пометки "реклама" или "на правах рекламы" в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе".
2. Части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) на странице 73 размещена реклама детских бассейнов "Тигрята" ("_ Новая услуга - детский и взрослый массаж") и "Аквабеби" ("_Лечебная гимнастика_").
Указанные в данной рекламе услуги в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1664н, относятся к медицинским услугам (раздел 19 класса А - лечебная физкультура, применяемая при заболеваниях определенных органов и систем; раздел 21 класса А - лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия).
В распространенной рекламе указанных медицинских услуг предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов отсутствовало.
3. Части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе"
В соответствии с частью 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама биологически активной добавки Пепидол, размещенная в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) на страницах 21 и 26 соответственно, не сопровождалась предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.
4. Части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
При этом в силу части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В рекламе финансовых услуг (предоставление займов) агентств недвижимости "НСБ недвижимость" и "Домдотком", размещенной в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) на страницах 78 и 63 соответственно, отсутствует информация о лицах, оказывающих эти услуги.
На определение N 06-10.1/04-2016 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО "Компания "ИНИС" представлен отзыв (вх. N 729 от 29.01.2016), из которого следует, что в настоящее время реклама приведена в соответствие с требованиями законодательства о рекламе (с приложением рекламных макетов), в выходных данных журнала "Мамина азбука" указана информация о рекламной специализации печатного издания.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16, частью 7 статьи 24, частью 1.1 статьи 25, частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Согласно выходным данным, учредителем и издателем журнала "Мамина азбука" является ООО "Компания ИНИС", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "Компания "ИНИС" требований статьи 16, части 7 статьи 24, части 1.1 статьи 25, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) за 2015 год.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу детского бассейна "Тигрята", детского бассейна "Аквабеби", БАД "Пепидол", агентства недвижимости "НСБ недвижимость", агентства недвижимости "Домдотком", распространенную ООО "Компания "ИНИС" в журнале "Мамина азбука" N 2 (48), N 3 (49) за 2015 год, поскольку в ней нарушены требования статьи 16, части 7 статьи 24, части 1.1 статьи 25, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Компания "ИНИС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 и части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 февраля 2016 г. N 06-10.1/04-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016