Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-02/36-2015 (опубликовано 3 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
<_> - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело N 03-02/36-2015, возбужденное в отношении ООО "ЕвроДом-Инвест" (юр.адрес: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Заводская, д.18, офис 19,20), ООО "ЕВРОДОМ-СТРОЙ" (ул. Заводская, д.18, офис 19, г. Петрозаводск, 185000) и ООО "Статус" (юр. адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 30 офис 14) по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") по факту распространения наружной рекламы на рекламной конструкции, расположенной на пр. Лесном, г. Петрозаводска (недалеко от торгового центра "Лотос Плаза"), следующего содержания: "Жилой комплекс Фонтаны. 58-квартирный жилой дом Квартиры от 1280000 р. Рассрочка на 10 лет. 28-00-42, ул. Заводская 18, офис 19,20, eurodom-ptz.ru", в присутствии представителя ООО "ЕвроДом-Строй" - <_> (<_>), в отсутствие представителя ООО "Статус", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, установила:
В целях осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 33 ФЗ "О рекламе", 29.09.2015 специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружной рекламы, на рекламной конструкции, расположенной на пр. Лесном, г.Петрозаводска (недалеко от торгового центра "Лотос Плаза"). В ходе осмотра установлено, что на рекламной конструкции размещена реклама следующего содержания: "Жилой комплекс Фонтаны. 58-квартирный жилой дом Квартиры от 1280000 р. Рассрочка на 10 лет. <_> ул. Заводская 18, офис 19,20, eurodom-ptz.ru".
Определением от 10.11.2015 "О возбуждении дела N03-02/36-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - Определение) рассмотрение дела N03-02/36-2015 было назначено до 11 часов 00 минут 27.11.2015.
На заседании комиссии представитель ООО "ЕвроДом-Инвест" пояснил, что представляемое им общество не является рекламодателем указанной рекламы. Согласно договорам на размещение рекламы рекламодателем является ООО "ЕвроДом-Строй".
Определением от 27.11.2015 "Об отложении рассмотрения дела N03-02/36-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 17.12.2015, в качестве ответчика к участию в рассмотрении дела привлечено ООО "ЕвроДом - Строй".
К назначенному времени рассмотрения дела N03-02/36-2015 в Карельское УФАС России не поступили сведения о своевременном извещении ООО "Статус" о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем определением от 17.12.2015 "Об отложении рассмотрения дела N03-02/36-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 27.01.2016.
При рассмотрении дела N 03-02/36-2015 представитель ООО "ЕвроДом-Строй" сообщил, что общество является рекламодателем данной рекламы, нарушение ФЗ "О рекламе" признает, но считает, что оно является формальным так как не были нарушены права потребителей.
Рассмотрев материалы дела, проанализировав нормативные-правовые акты комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемый информационный блок полностью соответствуют понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что приобрести квартиру в 58-квартирном жилом доме "Жилого комплекса Фонтаны" можно на условиях рассрочки платежа сроком до 10 лет. Вместе с тем анализ информации, содержащейся на сайте http://eurodom-ptz.ru/ отражает, что рассрочка предоставляется ООО "ЕвроДом-Строй" под 14% годовых.
Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 01.10.2015 N03-01/88/4210 ООО "ЕвроДом-Строй" письмом (вх. от 09.10.2015) сообщило, что строительство рекламируемого жилого дома осуществляется с использованием средств граждан, привлекаемых на основании договоров участия в долевом строительстве. При этом дольщикам предоставляется возможность заключения таких договоров на условиях возмездной рассрочки платежа. Условия о сроке и сумме на которые предоставляется рассрочка платежа зависит от пожеланий и платежеспособности дольщика. По состоянию на 08.10.2015 Обществом заключен один договор участия в долевом строительстве на условиях рассрочки платежа (договор от 15.09.2015 NФ1/10, рассрочка предоставлена под 14%).
С учетом изложенного комиссия полагает, что вышеуказанная информация размещена с нарушением требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Согласно пункта 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при проверке соблюдения требований части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" следует исходить из того, что реклама должна содержать указание на конкретный источник необходимой информации.
Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, рекламодатель обязан указать не просто адрес своего интернет - сайта или номер телефона, а обязательно сопроводить такое указание информацией о том, что воспользуясь приведенным адресом, потребитель сможет непосредственно ознакомиться с проектной декларацией.
Требование об опубликовании проектной документации и информации о месте и способах ее получения является в понимании законодательства о рекламе стандартным способом раскрытия существенной для потребителя информации.
В рассматриваемой рекламе ООО "ЕвроДом-Строй" отсутствуют указания на конкретный источник получения проектной декларации, указание адреса сайта само по себе, без ссылки на то, что по указанному адресу можно ознакомиться с проектной декларацией, не отвечает требованиям части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, и рекламораспространитель.
Рекламодателем согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно информации, представленной ООО "ЕвроДом-Строй", рассматриваемая реклама размещена на основании договоров на размещение информационно - рекламных материалов на щитовой рекламной конструкции N05/15 от 12.02.2015, N08/15 от 27.04.2015, N11/15 от 21.07.2015, N14/15 от 23.09.2015 (далее - Договоры), заключенных между ООО "Статус" и ООО "ЕвроДом-Строй". Из указанного следует, что в силу пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем указанной рекламы является ООО "ЕвроДом-Строй", рекламораспространителем - ООО "Статус".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Жилой комплекс Фонтаны. 58-квартирный жилой дом Квартиры от 1280000 р. Рассрочка на 10 лет. <_> ул. Заводская 18, офис 19,20, eurodom-ptz.ru", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. В отношении ООО "ЕвроДом - Инвест" дело прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения ФЗ "О рекламе".
3. ООО "ЕвроДом - Строй" и ООО "Статус" выдать предписание о прекращении нарушения ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЕвроДом - Строй" и ООО "Статус".
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
01 февраля 2016 года г. Петрозаводск
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
- заместитель руководителя управления, председатель комиссии; |
<_> |
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии; |
<_> |
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии; |
на основании решения от 29.01.2016 по делу N03-02/36-2016 о признании рекламы "Жилой комплекс Фонтаны. 58-квартирный жилой дом Квартиры от 1280000 р. Рассрочка на 10 лет. <_> ул. Заводская 18, офис 19,20, eurodom-ptz.ru" ненадлежащей, и нарушившей требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), предписывает:
ООО "ЕвроДом-Строй" и ООО "Статус" прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, путем прекращения распространения вышеуказанной рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
ООО "ЕвроДом-Строй" и ООО "Статус" в течение 3 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-02/36-2015 (опубликовано 3 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016