Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 28 января 2016 г. N 90-08/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> - руководитель,
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 90-08/2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>) по факту распространения рекламы, в которой присутствуют сведения "Бухен хауз" и изображение процесса потребления алкогольной продукции с признаками нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ИП<_> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска об оценке информации, размещенной на конструкции, принадлежащей магазину разливного пива "Бухен хауз", расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Королева, д. 27 на предмет отнесения её к непристойной рекламе.
Специалистами Челябинского УФАС России 06 октября 2015 года осуществлен осмотр информации, по указанному в обращении адресу, о чем составлен акт осмотра. В ходе осмотра установлено, что на первом этаже здания, расположены два объекта торговли, имеющие один общий вход с улицы. Над входом размещена конструкция со сведениями "Продуктовый магазин Клен". Справа от входа на фасаде размещены плакаты со сведениями: "Бухен хауз Первая пивная лавка", а также изображение бочки, людей, кружек с пенным напитком. При входе внутрь каждый торговый объект имеет свою входную дверь. На одной из входной двери размещен плакат со сведениями: "Бухен хауз 24 часа". В данном торговом объекте уголок покупателя отсутствует.
По данным программы "2 ГИС.Челябинск" угловой жилой дом с административными помещениями на пересечении улиц Бр. Кашириных и Академика Королева имеет адрес: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 160 и г. Челябинск, ул. Академика Королева, д. 27.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и установления лица, осуществляющего торговую деятельность в магазине "Бухен хауз Первая пивная лавка" специалистами Челябинского УФАС России 09 ноября 2015 года в указанном магазине приобретен товар - чипсы. Согласно кассовому чеку адрес магазина "Бухен хауз": г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 160. Деятельность в указанном магазине осуществляет ИП <_>
Челябинским УФАС России в отношении ИП <_> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
ИП <_> в объяснениях указала, что при изготовлении рекламы воспользовалась информацией, размещенной в свободном доступе в сети "Интернет" и указала сведения "Бухен хауз". 11 ноября 2015 года после выхода сюжета на телеканале "СТС" о рекламе её магазина "Бухен хауз" удалила информацию и 13 ноября 2015 года разместила рекламу со сведениями "Бочонок" и изображением еды на фоне образов людей. ИП Кривощекова А.Е. пояснила, что реализует пивную продукцию в данном магазине, услуги заведения общественного питания не предоставляет.
Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав доводы ИП Кривощековой А.Е. Комиссия приходит к следующим выводам.
В городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 160/ул. Академика Королева, д. 27 на фасаде здания магазина, осуществляющего реализацию пивной продукции, размещены плакаты со сведениями: "Бухен хауз Первая пивная лавка", а также изображением бочки, людей, кружек с пенным напитком.
Данный факт подтверждается актом осмотра от 06 октября 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
В указанном магазине деятельность осуществляет ИП <_> что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 26 мая 2015 года, заключенным между ИП <_> и гр- ном <_>
Согласно пункту 1.1. договора Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование нежилое помещение N 6 по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 160.
Федеральный закон "О рекламе" определяет рекламу как информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Присутствующая на лицевом фасаде здания по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 160 информация "Бухен хауз Первая пивная лавка" с изображением бочки, людей, кружек с пенным напитком является рекламой данного торгового объекта.
Пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлен запрет на демонстрацию в рекламе процесса потребления алкогольной продукции. При этом запрет на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции распространяется не только на рекламу алкогольной продукции, но и на рекламу иных объектов рекламирования и социальную рекламу, если в ней содержится информация, формирующая интерес к определенному лицу, товару и способствующая продвижение его на рынке.
К признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции. (Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" авторы: Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е.).
Присутствующие в рекламе изображения людей, держащих во рту кружки с пенным напитком воспринимаются как демонстрация процесса употребления алкогольной продукции, в связи с чем, реклама нарушает пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Согласно немецко-русскому словарю, размещенному по ссылке http://www.вокабула.рф/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D0%BD% D1%80%D1%81/ слово "buchen" в переводе с немецкого означает бронировать, заказывать, а слово "house" - дом.
В рассматриваемом случае реклама содержит иностранные слова (выражения), которые выполнены в русской транскрипции, а именно "Бухен хауз".
В русском языке слова и словосочетание "Бухен хауз" отсутствуют.
В то же время в русском языке употребляется множество синонимов к словам и фразам "алкоголь" и "употребление алкоголя", схожих по звучанию со словом "бухен".
Таким образом, словосочетание "Бухен хауз" может восприниматься в значении "употребление алкогольной продукции".
Использование данного словосочетания в рекламе искажает смысл изложенной информации, поскольку в совокупности с изображением процесса употребления алкогольной продукции воспринимается негативно в значении "распитие алкогольной продукции" в данном заведении (доме).
Как следует, из объяснений ИП <_> услуги заведения общественного питания в магазине не оказываются.
Поскольку присутствующее в рекламе словосочетание "Бухен хауз" воспринимается как иностранное выражение, которое приводит к искажению смысла информации, реклама нарушает пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия отмечает, что при вынесении решения приняты во внимание результаты интерактивного опроса, проведенного Челябинским УФАС России.
Так, в целях выяснения общественного мнения Челябинским УФАС России проведен опрос с 10 ноября 2015 года по 17 ноября 2015 года на сайте www.chel.fas.gov.ru по следующим вопросам:
Считаете ли Вы, что в данной рекламе демонстрируется процесс употребления алкогольной продукции
Считаете ли Вы словосочетание "Бухен хауз" иностранным выражением
Может ли словосочетание "Бухен хауз" используемое в рекламе, восприниматься в значении "употреблять спиртные напитки"
По итогам опроса 60 % опрошенных ответили, что в данной рекламе демонстрируется процесс употребления алкогольной продукции. 48 % опрошенных считает, что словосочетание "Бухен хауз" является иностранным выражением. 62 % опрошенных указали, что словосочетание "Бухен хауз" используемое в рекламе, может восприниматься в значении "употреблять спиртные напитки".
Также посетителям сайта www.chel.fas.gov.ru было предложено направить на электронную почту Челябинского УФАС России to74@fas.gov.ru ответ на следующий вопрос "Что, по Вашему мнению, означает словосочетание "Бухен хауз".
На электронную почту Челябинского УФАС России поступило 14 ответов, в которых высказано мнение о том, что словосочетание "Бухен хауз" означает "Дом, где пьют" либо "Дом для употребления алкоголя".
Комиссия считает, что результаты интерактивного опроса, проведенного Челябинским УФАС России, а также письменные мнения, поступившие от посетителей сайта являются доказательствами того факта, что респонденты воспринимают данную рекламу как ненадлежащую.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы следует признать ИП Кривощекову А.Е., как продавца товаров в магазине, использующего коммерческое обозначение "Бухен хауз Первая пивная лавка".
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что размещение рекламы со сведениями "Бухен хауз" и демонстрацией процесса употребления алкогольной продукции прекращено 13 ноября 2015 года, что подтверждается фотоматериалами, представленными ИП <_> необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей, размещенную 06 октября 2015 года в городе Челябинске по адресу: ул. Бр. Кашириных, д. 160, рекламу, в которой:
присутствует демонстрация процесса потребления алкогольной продукции, что нарушает пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе";
содержатся сведения "Бухен хауз", воспринимаемые как иностранное выражение, приводящие к искажению смысла информации, нарушающие пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <_>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 января 2016 г. N 90-08/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016