Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
N 41 (опубликовано 3 февраля 2016 г.)
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении от (вх. N от г.), возбужденного прокуратурой Большеигнатовского района Республики Мордовия в отношении первого заместителя главы - начальника финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия назначенной на должность распоряжением главы администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от N,
"___" о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, на рассмотрение дела не явилась, направив ходатайство от N о рассмотрении дела в свое отсутствие, установил:
Прокуратурой Большеигнатовского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой выявлено следующее.
Администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) на официальном сайте в сети Интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru 02.09.2015 г. размещено извещение о проведении запроса котировок N 0109300015215000014 на приобретение компьютеров в количестве 2 штук для нужд администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта: 52 400 рубля 44 копеек.
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.
В соответствии с ч. 11 ст. 78 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно извещению о проведении запроса котировок, Заказчиком определены следующие условия признания победителя запроса котировок или иного участника котировок уклонившимся от заключения контракта: "В случае если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.".
Таким образом, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса котировок не содержит такого основания для признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта, как непредставление им заказчику выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении запроса котировок, Заказчиком установлено преимущество субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе).
Между тем, в нарушение ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки не установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
3. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование, согласно которому участник не должен являться офшорной компанией.
Данная норма введена в действие Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ и вступила в законную силу с 13.08.2015 г. Рассматриваемая закупка размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 02.09.2015, то есть после вступления в силу указанных изменений.
Между тем, извещение об осуществлении закупки, в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, указанное единое требование к участникам закупки не содержит.
4. В соответствии с ч. 2 ст. 73 Закона о контрактной системе, к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, участником закупки может выступать любое физическое или юридическое лицо, готовое выполнить работы, отвечающие требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющие потребностям заказчика.
При оплате товаров (работ, услуг) в рамках заключенного контракта с победителем электронного аукциона в том числе, являющимся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Следовательно, Заказчик обязан при заключении контракта указать его цену без НДС. Данные доводы подтверждаются Письмами Министерства финансов РФ от 05.09.2014 N 03-11-11/44793, Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28и-1889.
Согласно п. 5.1. проекта Контракта, цена Контракта составляет: _______________ (___________) рублей, в т.ч. НДС _________________ рублей.
Согласно п. 5.2. проекта Контракта, цена контракта включает в себя стоимость материалов и оборудования, транспортные расходы, страхование, командировочные расходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации государственные пошлины, налоги, сборы и другие обязательные платежи, все иные расходы, которые могут быть понесены Поставщиком в связи с исполнением Контракта.
Согласно п. 5.3. проекта Контракта, оплата поставленного по настоящему Контракту Товара осуществляется в рублях.
Согласно п. 5.4. проекта Контракта, цена Контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Контрактом количества Товаров и иных условий исполнения настоящего Контракта.
Таким образом, в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Распоряжением главы администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от N назначена на должность первого заместителя Главы - начальника финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.
Первым заместителем главы - начальником финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, 02.09.2015 г. определено содержание извещения о проведении запроса котировок N 0109300015215000014 на приобретение компьютеров в количестве 2 штук для нужд администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, путем утверждения извещения.
"___" не предприняла все зависящие меры по недопущению нарушений Законодательства о контрактной системе, в связи с чем, в ее действиях содержится состав административ-ного право-нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе подтверждаются копией извещения о проведении запроса котировок N 4/К15, утвержденной 02.09.2015 г. первым заместителем главы - начальником финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия "___", проектом муниципального контракта.
При таких обстоятельствах прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия "__" пришел к выводу о наличии в действиях "___" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания данной статьи, под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Из материалов дела следует, что извещение о проведении запроса котировок утверждено первым заместителем главы - начальником финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия "____", назначенной на должность распоряжением главы администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от N, в связи с чем, "___" является должностным лицом в том понятии, которое определено ст. 2.4 КоАП РФ - лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
"___", являясь должностным лицом, не оценила вышеназванное извещение о проведении запроса котировок на соответствие требованиям действующего законодательства, определила содержание извещения о проведении запроса котировок с нарушением п. 11 ст. 78, ч. 3 ст. 30, п. 10 ч. 1 ст. 31, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах в действиях "___"усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4.2. должностной инструкции первого заместителя главы - начальника финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия "__", утвержденной главой администрации Большеигнатовского муниципального района РМ от г., первый заместитель главы - начальник финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, а именно: "______".
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения извещения о проведении запроса котировок - 02.09.2015 года.
Факт совершения административного правонарушения в отношении "__" подтверждается постановлением прокуратуры Большеигнатовского района Республики Мордовия о возбуждении дела об административном правонарушении от и иными материалами дела об административном правонарушении (вх. N от).
Срок давности привлечения "__" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В рассматриваемом случае, существенная угроза общественным отношениям, интересам государственной политики в области осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключается в пренебрежительном отношении должностного лица заказчика, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, к исполнению возложенных на него обязанностей, и к требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, малозначительность административного правонарушения отсутствует.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Положения статьи 25.1, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о праве знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать постановление по делу, а также иные процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Руководствуясь статьями 23.48, 23.66, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать первого заместителя главы - начальника финансового управления администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия "______", виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на "____________" административный штраф в размере 3000 рублей (трех тысяч рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и приказу ФАС N 102/14 от 18.02.2014 г. "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора (администратора) доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок, антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства:
Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, л/с 04091091570) код администратора доходов (КБК) 161 116 33050 10 6000 140; ОКТМО 89610000; Банк получателя: Отделение - НБ Республики Мордовия БИК 048952001 Расчётный счёт 40101810900000010002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд сельских поселений, налагаемые Мордовским УФАС России по постановлению от 03.02.2016 года.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: (8342) 24-34-62.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Копию квитанции об оплате необходимо представить в Мордовское УФАС России по тел./факс (8342) 24-34-62, либо по электронной почте to13@fas.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 41 (опубликовано 3 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016