В целях единообразного применения положений Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. (далее - Соглашение) и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разъясняем следующее.
Пунктом 2 статьи 12 Соглашения установлено, что Российская Федерация и Республика Беларусь обеспечивают в течение шести месяцев с даты вступления в силу Соглашения уплату плательщиками ввозных таможенных пошлин отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) на единый счет уполномоченного органа Российской Федерации и единый счет уполномоченного органа Республики Беларусь. При подаче декларации на товары плательщик представляет отдельный платежный документ, на основании которого суммы ввозных таможенных пошлин перечислены на счет уполномоченного органа по КБК 153 1 10 11010 01 1000 180.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 91 ТК ТС взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Установленная главой 18 Федерального закона процедура принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов предусматривает право таможенных органов при неисполнении требования об уплате таможенных платежей взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи, в частности, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей. Такое взыскание осуществляется путем проведения зачета авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, по которым образовалась задолженность.
Указанные положения Федерального закона не противоречат положению статьи 3 Соглашения, в соответствии с которым в счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, поступившие на единый счет уполномоченного органа.
Статьей 86 ТК ТС установлены способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе денежными средствами (деньгами). Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется законодательством государства-члена Таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.
Главой 16 Федерального закона определен порядок применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом статьей 145 Федерального закона установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном Федеральным законом. Нормами ТК ТС и Федерального закона не ограничено право плательщика использовать денежный залог в счет уплаты таможенных платежей, в том числе ввозной таможенной пошлины, и такое право не ограничено нормами Соглашения.
Первый заместитель руководителя Службы |
В.М. Малинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
20 мая 2010 г. Правительства России, Белоруссии и Казахстана заключили Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Оно предусматривает, что в течение 6 месяцев с даты вступления его в силу Россия и Беларусь должны обеспечивать уплату пошлин отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) на единые счета своих уполномоченных органов. Вместе с тем согласно ТК ТС неуплаченные таможенные пошлины, налоги взыскиваются в порядке, предусмотренном законодательством государства Союза, орган которого взимает данные средства.
В соответствии с Законом о таможенном регулировании при неисполнении требования о внесении таможенных платежей они могут взыскиваться путем зачета неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) сумм. Разъяснено, что данная норма не противоречит соглашению. Оно предусматривает, что в счет уплаты пошлин могут быть зачтены суммы, поступившие на единый счет уполномоченного органа.
Письмо Федеральной таможенной службы от 25 февраля 2011 г. N 01-11/8293 "Об уплате ввозных таможенных пошлин"
Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", март 2011 г., N 6, в деловом журнале "РЖД.Партнер.Документы", 2011 г., N 6, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2011 г., N 6