Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 18 января 2016 г. N 8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
------------------------ - руководитель Мордовского УФАС России.
Члены Комиссии:
----------------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
---------------- - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
----------------- - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
------------------ - специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в отсутствие
- ООО "--------------", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 11.01.2016 г.), направившем ходатайство (вх. N 18.01.2016 г. б/н) о рассмотрении дела без своего участия,
- -------------------------, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не явились (ходатайство от 15.01.2016 б/н о рассмотрении дела в отсутствии представителя ------------),
рассмотрев 18 января 2016 года жалобу ООО "------------" (далее - Заявитель) на действия --------------- (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300016115000015 на право заключения контракта "Строительство 16 - квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РМ, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Энтузиастов, дом 2 А" (извещение о проведении электронного аукциона от 18.12.2015 N 0109300016115000015) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Мордовское УФАС России 11 января 2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 12.01.2016 N 3 рассмотрение жалобы назначено на 18.01.2016 года в 14 часов 15 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в документации Заказчика содержатся нарушения требований законодательства о контрактной системе, а именно:
1) в нарушение Закона о контрактной системе установлено требование в информационной карте документации Аукциона о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, а так же не применено Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
2) в аукционной документации отсутствует условие о том, что участник не должен являться оффшорной компанией;
3) установлены требования к составу первой части заявки с нарушениями Закона о контрактной системе,
4) в документации Аукциона указано предоставление во второй части заявки копии свидетельства к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без установления требования к конкретным видам работ, что вводит в заблуждение участников закупки.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы Заявителя, действия Заказчика и аргументы его представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства и в результате осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Заказчиком 18.12.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0109300016115000015 на право заключения контракта "Строительство 16 - квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РМ, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Энтузиастов, дом 2 А" (извещение о проведении электронного аукциона от 18.12.2015 N 0109300016115000015)
Начальная (максимальная) цена контракта: 20 994878 руб. 60 коп.
Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Республика Мордовия, Ардатовский район, Тургенево р.п., Энтузиастов ул., 2 А;
Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.01.2016 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок: 12.01.2016 г.
Дата проведения электронного аукциона: 15.01.2016 г.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0109300016115000015 от 12 января 2016 г. по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 6 (шесть) заявок. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, аукционная комиссия приняла решение о допуске всех заявок на участие в аукционе и признании их соответствующими документации Аукциона.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением N 99 к участникам закупки установлено требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе"
В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код ОКПД 45.21.12.120 " Работы общестроительные по ремонту многоквартирных жилых зданий", при этом начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону превышает 10 000 000 рублей и составляет 20 994878 рублей 60 копеек.
Согласно пункту 28 Части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе установлено: "Требования к содержанию и составу заявки, в том числе документы, подтверждающие наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не предъявлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 Постановления N 99. Также документация об Аукционе не содержит требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 Постановления N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование, согласно которому участник не должен являться офшорной компанией.
Данная норма введена в действие Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ и вступила в законную силу с 13.08.2015. Рассматриваемая закупка размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26.11.2015, то есть после вступления в силу указанных изменений.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Законом о контрактной системе в ч. 1 ст. 31 установлены единые требования к участникам закупки, которые Заказчик при осуществлении закупки обязан установить как в аукционной документации, так и в извещении о проведении Аукциона.
Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в пункте 23 Информационной карты документации об Аукционе требование к участникам закупки, о том, что участник закупки не является оффшорной компанией, не установлено.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документацией об Аукционе не установлены требования к участникам закупок, предусмотренные Законом о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункта 16.4. документации об Аукционе, раздела 16. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", в случае, если объектом закупки является поставка товара или для выполнения работ, оказания услуг используется товар, указание на товарный знак которого содержится в настоящей документации, участник закупки в первой части заявки указывает в одном из следующих подпунктов сведения:
а) только согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг с использованием товара, если для поставки или использования предлагается товар с указанным в настоящей документации товарным знаком;
б) согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг с использованием товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки (использования) товара и конкретные значения показателей этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей документацией, если участник размещения заказа будет поставлять товар или выполнять работы, оказывать услуги с использованием товара, который является эквивалентным товару, указанному в настоящей документации;
в) согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг с использованием товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки (использования) товара и конкретные значения показателей этого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, если в настоящей документации отсутствует указание на товарный знак.
Согласно пункта 3.2 документации об Аукционе, раздела 2. "Инструкции для участников закупки", Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Аналогичные требования установлены в п. 28, Раздела 3 Информационной карты Аукциона "Требования к содержанию и составу заявки".
При этом, как установлено, объектом закупки рассматриваемого Аукциона является "Строительство 16 - квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РМ, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Энтузиастов, дом 2 А". В связи с чем, на основании ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки участника закупки в рассматриваемом случае должна содержать информацию в соответствии с п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, исходя из потребности Заказчика.
Таким образом, Заказчик, ненадлежащим образом установив требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушил требование п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Разделом 3 пункт 28 Информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки: документы, подтверждающие квалификацию участника, а именно копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
При этом согласно п. 2 Перечня, перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
При этом, предметом контракта является выполнение работ по "Строительству 16 - квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РМ, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Энтузиастов, дом 2 А", который, согласно документации об электронном аукционе, является двухэтажным 16 квартирным жилым домом.
Таким образом, в нарушение ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в разделе 3 пункта 28 документации об Аукционе установлено необоснованное требование к участникам Аукциона, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 1-од от 12.01.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "--------------" (далее - Заявитель) на действия ------------(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300016115000015 на право заключения контракта "Строительство 16 - квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РМ, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Энтузиастов, дом 2 А" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.ч. 4, 5 ст. 31, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с ранее выданным предписанием N __ от 20.01.2016 года N__ по результатам рассмотрения жалобы ООО "-------------------".
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: -----------------
Члены Комиссии: ------------------
--------------- -------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 18 января 2016 г. N 8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016