Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 18 января 2016 г. N 19118
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей ООО "ИНТЕЛПРИБОР", АО "Одинцовская теплосеть", уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ИНТЕЛПРИБОР" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Акционерного общества "Одинцовская теплосеть" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса: "выполнение работ по разработке рабочей документации, поставке, выполнению монтажных и пусконаладочных работ по оснащению коллективными приборами учета в составе общедомовых узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя многоквартирных жилых домов (согласно перечню) в Одинцовском районе Московской области" (закупка N 31503022513 на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Закупочной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОАО "Люберецкий Водоканал", утвержденным протоколом Совета директоров от 04.06.2015
N 06/2015 (далее - Положение).
По мнению Заявителя, его законные права нарушены действиями Закупочной комиссии, неправомерно отклонившей его заявку на участие в Конкурсе, а также нарушившей порядок размещения протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией и протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
извещение размещено на Официальном сайте - 30.11.2015;
начальные (максимальные) цена договора - 82 452 239,50 руб.;
дата и время окончания подачи заявок - 21.12.2015 в 11:00;
заявок на участие в закупке подано - 5;
дата и время вскрытия конвертов - 21.12.2015 в 12:00;
дата окончания срока рассмотрения заявок - 21.12.2015 в 14:00;
участников закупки допущено к участию в Конкурсе - 4;
дата и время подведения итогов - 22.12.2015 в 12:00;
победителем Конкурса признано - ООО "ТБН Технопроект" с предложением цены договора 82 000 000,00 рублей.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В пункте 2.5.1 Конкурсной документации Заказчик установил требование: "Заявка на участие в конкурсе, которую представляет Участник размещения заказа в соответствии с настоящей закупочной документацией, должна быть подготовлена по форме, представленной в Разделе III. настоящей закупочной документации, и содержать сведения и документы в соответствии с требованиями Закупочной документации".
В форма 3.2 заявки на участие в Конкурсе раздела III Конкурсной документации предусматривает предоставление предложения условия исполнения договора о размере аванса с единицей измерения "рублей с НДС".
В соответствии с пунктом 29.6 Положения при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается комиссией к участию в конкурсе в случаях, предусмотренных пунктом 20.4 Положения.
Согласно пункту 20.4 Положения участник закупки, подавший заявку, не допускается комиссией к участию в закупке в случае несоответствия заявки участника закупки требованиям документации закупки, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы, либо срок выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышает срок, установленный документацией закупки.
На основании подпункта 3 пункта 4.2.7 Конкурсной документации при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе участник закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в Конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в Конкурсе требованиям Конкурсной документации.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерный, по его мнению, отказ в допуске к участию в Конкурсе его заявке.
Согласно протоколу от 21.12.2015 N 29/ОК по вскрытию конвертов с Заявками на участие в открытом конкурсе, оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе и принятии решения о выборе победителя по процедуре открытого конкурса (протокол совмещенный) (далее - Протокол) заявке Заявителя отказано в допуске к участию в Конкурсе в том числе по следующим основаниям: "в заявке ООО "Интелприбор" единица измерения аванса представлена в процентах, а требование Заказчика, единица измерения рубль".
Заявка на участие в Конкурсе Заявителя согласно сведениям, указанным в жалобе и в Протоколе, содержит предложение условия исполнения договора "размер аванса 24%", что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии у Закупочной комиссии правомерных оснований отклонения заявки на участие в Конкурсе Заявителя.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно пункту 28.1 Положения вскрытие поступивших на конкурс конвертов с заявками на участие в конкурсе (в том числе при поступлении единственного конверта) проводится публично в день, во время и месте, указанные в извещении о проведении конкурса, Комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществляется в один день.
В пункте 28.5 Положения определено, что по результатам вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе составляется протокол вскрытия конвертов.
На основании пункта 28.6 Положения протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе ведется Комиссией и подписывается всеми присутствующими членами Комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Протокол, не содержащий информацию о составе Комиссии, размещается Заказчиком в течение трех дней, следующих после дня подписания такого протокола, на Официальном сайте.
Пунктом 29.3 Положения установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
На основании пункта 29.5 Положения протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе в течение трех дней, следующих после дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, размещается Заказчиком на Официальном сайте.
Согласно пункту 30.8 Положения протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами Комиссии в течение дня, следующего за днем окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
На основании пункта 30.9 Положения протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на Официальном сайте Заказчиком в течение трех дней, следующих за днем подписания указанного протокола. При этом в протоколе, размещаемом на Официальном сайте, допускается не указывать сведения о составе Комиссии и данных о персональном голосовании Комиссии.
Комиссия установила, что на Официальном сайте 28.12.2015 размещен Протокол, содержащий сведения о результатах вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, о результатах рассмотрения таких заявок и о результатах оценки и сопоставления таких заявок.
Иных протоколов, в том числе протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе на Официальном сайте не размещено.
Следовательно, Закупочной комиссией не соблюден установленный Положением порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и рассмотрения заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Закупочной комиссией части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, в установленный Законом о закупках и Положением срок - 24.12.2015 на Официальном сайте не размещены протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 12 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат осуществления закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Установленные в пунктах 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к содержанию документации о закупке предусмотрены пунктом 24.2 Положения к Конкурсной документации.
Исчерпывающий перечень требований к содержанию и составу заявки на участие в конкурсах определён пунктом 27.3 Положения.
Пунктом 27.3.2 Положения предусмотрено предоставление в составе заявки предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, а также начальная цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная цена единицы услуги и (или) работы.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе установлены Заказчиком в пункте 2.5.2 Конкурсной документации и пункте 16 информационной карты Конкурсной документации.
В абзаце 15 пункта 16 информационной карты Конкурсной документации Заказчик установил: "Заявка на участие в конкурсе, подготовленная по форме в соответствии с требованиями Закупочной документации и в соответствии с формами документов, установленными в Разделе III. "Образцы форм и документов для заполнения Участниками", со следующими приложениями и входящими в состав заявки документами: Техническое описание (в свободной форме) порядка поставки и выполнения работ по настоящей Закупке".
При этом, Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Следовательно, Конкурсная документация не соответствует Положению в части в части отсутствия, предусмотренных Положением требования о наличии в составе заявки на участие в Конкурсе описания объекта закупки, а также требований к такому описанию.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части несоответствия содержания Конкурсной документации требованиям Закона о закупках и Положения.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат осуществления закупки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ИНТЕЛПРИБОР" обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2 и 3 части 10 статьи 4, части 12 статьи 4 Закона о закупках.
Признать в действиях Закупочной комиссией нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику, Закупочной комиссии не выдавать.
Передать материалы дела N 07-32-19118/15 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 января 2016 г. N 19118
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016