Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
N 6 (опубликовано 20 января 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
в присутствии:
рассмотрев 15 января 2016 года жалобу индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель) на действия администрации г.о. Саранск (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300019215000108 на оказание услуг по проведению утилизации компьютерной техники и других объектов основных средств Администрации городского округа Саранск (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Мордовское УФАС России 11 января 2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 11.01.2016 N 2 рассмотрение жалобы назначено на 15.01.2016 года в 14 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1) п. 3.1. Технического задания не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
2) Заказчиком в документации об Аукционе указаны требования к участникам аукциона противоречащие Закону о контрактной системе, а именно:
- копия лицензии, на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, причисленных к 1-4 классу опасности,
- копия свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты,
- санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности)
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее
Заказчиком 23.12.2015 на Официальном сайте: http://zakupki.gov.ru, одновременно на сайте ЗАО "Сбербанк-АСТ": http://www.sberbank-ast.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109300019215000108 на оказание услуг по проведению утилизации компьютерной техники и других объектов основных средств Администрации городского округа Саранск.
Начальная (максимальная) цена контракта: 107 183,33 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 11.01.2016 10:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 15.01.2016 г.
1. В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 3.1. Технического задания документации об Аукционе, Исполнитель должен обеспечить и гарантировать, что утилизированная техника Заказчика не будет вывезена на несанкционированные свалки и захоронены на полигонах ТБО без переработки, отремонтирована (восстановлена) и использована после ремонта (восстановления) в соответствии с предназначением этой техники.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Таким образом, утилизация включает в себя, помимо использования отходов для производства товаров (продукции), следующие способы утилизации:
- повторное их применение по прямому назначению (рециклинг);
- их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);
- извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Каких-либо ограничений Федеральный закон N 89-ФЗ по утилизации компьютерной и оргтехники не установлено.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что исключение Заказчиком из способов утилизации рециклинг, противоречит ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, нарушает п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о Контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствие с п. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно информации с Единой информационной системе в сфере закупок извещение и документация о проведении Аукциона размещены заказчиком 23.12.2015 года.
Дата окончания срока подачи заявок: 11.01.2016 10:00
Заключение муниципального контракта предполагалось после 1 января 2016 года, т.е. в момент действия поправок, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
Между тем, Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в Федеральный закон N 89-ФЗ внесены изменения, в том числе в части обязанности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получения лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию отходов I - IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком требования о наличии у участников Аукциона лицензии на момент размещения извещения и документации об Аукционе.
Между тем, поскольку Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации срок получения лицензии продлен до 1 июля 2016 года, требование об обязательном наличии лицензии на момент рассмотрения жалобы является неправомерным.
3. В соответствие с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и камнях" обязывает вести обязательный учет драгоценных металлов и драгоценных камней. Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила).
В соответствии с п. 5 Правил учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется с момента их добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Пункт 6 Правил обязывает организации вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.05.2010 N ВК-03-03-32/3466, оргтехника и офисное оборудование, пришедшие в негодность являются отходом содержащим лом драгоценных металлов.
Таким образом, оргтехника, списанная с основных средств предприятия, по окончании срока полезного использования, по причине морального или физического износа подлежит утилизации в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и камнях".
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком в документации об Аукционе требования о наличии копии свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты.
4. В соответствии с пп.6 п. 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что требование Заказчика о необходимости предоставления копии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является необоснованным.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников Аукциона, и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Аукциона, Комиссия Мордовского УФАС России установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системы контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, участником закупки может выступать любое физическое или юридическое лицо, готовое выполнить работы, отвечающие требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющие потребностям заказчика.
При оплате товаров (работ, услуг) в рамках заключенного контракта с победителем электронного аукциона в том числе, являющимся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Следовательно, заказчик обязан при заключении контракта указать его цену без НДС. Данные доводы подтверждаются Письмами Министерства финансов РФ от 05.09.2014 N 03-11-11/44793, Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28и-1889.
В соответствии с п. 3.1. проекта Контракта, общая стоимость услуг по Контракту составляет ________(_____________) руб.
В соответствии с п. 3.2. проекта Контракта, оплата по Контракту производится в течение 20 календарных дней с момента подписания документов о приемке услуг.
В соответствии с п. 3.3. проекта Контракта, обращение Исполнителя к Заказчику по поводу платежа должно быть изложено в письменной форме с приложением соответствующего счета с описанием оказанных услуг.
В соответствии с п. 3.4. проекта контракта, цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта. Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объема услуг и иных условий исполнения Контракта.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России, установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Заказчиком не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, что является нарушением требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 3-од от 14.01.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу на действия при проведении электронного аукциона N 0109300019215000108 на оказание услуг по проведению утилизации компьютерной техники и других объектов основных средств Администрации городского округа Саранск признать обоснованной в части доводов указанных в мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 6 (опубликовано 20 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016