Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 15 января 2016 г. N РНП 89-04/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<>
при участии:
<>
рассмотрев материалы проверки по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения государственного контракта (закупка N 0190200000315009724), установила:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение материалы от Заказчика - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (ИНН: 8901017727) по факту уклонения победителя электронного аукциона - ООО "АнтаресОПТ" (ул. Арктическая, дом 4, кв.108, г.Салехард, ЯНАО, 629008; ИНН: 8901030485) от заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги.
В рамках проверки Ямало-Ненецким УФАС России указанного факта, выявлено следующее.
27.10.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru объявлен электронный аукцион на поставку офисной бумаги (извещение N 0190200000315009724).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 24.11.2015 N0190200000315009724-3 Общество с ограниченной ответственностью "АнтаресОПТ" (ИНН: 8901030485) признано победителем электронного аукциона на поставку офисной бумаги.
26.11.2015 г. Заказчиком размещен проект государственного контракта для его подписания Победителем.
В регламентированный срок (01.12.2015 г. включительно) Победителем электронного аукциона оператору электронной площадки не направлены проект государственного контракта, подписанный электронной подписью и документы подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. Так же по истечении регламентированного срока (07.12.2015 г.) Победителем не направлен протокол разногласий.
11.12.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен Протокол отказа от заключения контракта от N0190200000315009724-4.
14.12.2015 г. Заказчик направил для подписания проект контракта участнику, занявшему второе место. 22.12.2015 г. между Заказчиком и участником электронного аукциона, занявшим второе место, подписан государственный контракт на поставку офисной бумаги 0190200000315009724-0177375-02.
Рассмотрев материалы дела, доводы Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в течение трех рабочих дней с дата размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно части 14 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Из пояснений, представленных ООО "АнтаресОПТ", следует.
ООО "АнтаресОПТ" не смогло подписать договор по техническим причинам. Директору ООО "АнтаремОПТ" по семейным обстоятельствам 28.11.2015 г. было необходимо вылететь в г. Витебск. Во время авиаперелета был поврежден ноутбук, на котором установлены все системы (КриптоПро, ЗапСибinet).
30.11.2015 ООО "АнтаресОПТ" обратился в техподдержку "Запсибкомбанк" для восстановления ЗапСибinet (для перечислений обеспечения контракта) и "Контур" для восстановления КриптоПро.
04.12.2015 все системы были восстановлены.
Из-за технической поломки ноутбука Победитель электронного аукциона на поставку офисной бумаги ООО "АнтаресОПТ" не смог в регламентированный срок подписать проект контракта и перечислить обеспечение контракта.
Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируется статьей 104 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. Последствия включения в РНП является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах государственных и муниципальных закупок.
Вина участника закупки может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, то есть при совершении действий участник закупки ООО "АнтаресОПТ" предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Между тем, принимая во внимание тот факт, что "АнтаресОПТ" принимал меры, направленные на своевременное подписание контракта, Комиссия считает возможным не включать сведения об Обществе в РНП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать действия Заказчика - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (ИНН: 8901017727) соответствующими части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Отказать Заказчику - Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО в удовлетворении заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АнтаресОПТ" (ИНН: 8901030485) (закупка N 0390100008215000020).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 января 2016 г. N РНП 89-04/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016