Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 декабря 2015 г. N 888-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
"<_>" "<_>" "<_>" "<_>"
"<_>" "<_>" "<_>" "<_>"
"<_>" "<_>" "<_>" "<_>"
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу "<_>"на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "<_>"в присутствии:
- представителей "<_>" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей N N "<_>",
в отсутствие:
представителей "<_>"направили ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба "<_>"на действия "<_>" (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам 13.11.2015 заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N "<_>" об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ "<_>" - "<_>" рублей.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2015.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя (регистрационный номер заявки 3) на основании неуказания конкретных показателей предлагаемого к поставке оборудования.
Члены аукционной комиссии с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились и пояснили, что основанием отклонения послужило отсутствие в заявке товарного знака, места происхождения или наименования производителя испарителя для работы с капиллярными колонками (пункт 2 раздела "Комплектация" заявки участника), плазменно-ионизационного детектора (пункт 3 раздела "Комплектация" заявки участника), парофазного пробоотборника (пункт 4 раздела "Комплектация" заявки участника).
Заказчик посчитал, что газовый хроматограф "Хроматэк-Кристалл-5000", предложенный участником может комплектоваться импортным парофазным пробоотборником, не соответствующим техническому заданию заказчика, так как позиция управление параметрами газового хроматографа и устройства парофазного пробоотбора в единой программной среде не будет соблюдено.
Таким образом, не указав полностью информацию, предусмотренную документацией об аукционе, участник лишил заказчика возможности определить степень соответствия товара, предлагаемого к поставке, требованиям технического задания документации об аукционе.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки при заключении контракта на поставку товара, должна содержать согласие, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Подпункт б пункта 19 информационной карты устанавливает требования к содержанию первой части заявки. Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в части II "Техническое задание" настоящей документации, и товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0369200001615000008 от 01.12.2015 заявке участника с порядковым номером 3 отказано в допуске в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе; отказ в допуске к участию в электронном аукционе на основании подпункта б пункта 19 документации об аукционе в электронной форме (в заявке участника не указаны конкретные показатели предлагаемого к поставке оборудования).
В связи с тем, что документация об аукционе не содержит конкретные показатели требуемого оборудования, а участник в составе первой части заявки указал наименование страны происхождения комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа "Хроматэк-Кристал 5000" - Россия, действия аукционной комиссии нарушают части 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В связи с тем, что составленный протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0369200001615000008 от 01.12.2015 не содержит положения документации аукциона, которым не соответствует заявка участника, положения заявки, которые не соответствуют требованиям документации, действия аукционной комиссии нарушают часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Извещение о проведении Аукциона, документация об аукционе в нарушение части 3 статьи 64, пункта 10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе не содержат единые требования к участникам закупки, информация о которых указывается в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе.
2. В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
2.1. Пункт 7 информационной карты предусматривает, что поставка товара производится в течение 120 (ста двадцати) дней со дня заключения договора с последующим проведением пуско-наладочных работ (монтажа, запуска и обучения персонала Заказчика).
Вместе с тем, документация о закупке требования к такому обучению не указывает.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Закона об образовании к дополнительным профессиональным программам относятся программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В зависимости от вида образования установлены требования к содержанию образовательных программ (статья 76 Закона об образовании).
Вместе с тем, ни извещение об осуществлении закупки, ни документация о закупке не определяют вид образовательных услуг.
Таким образом, невозможно определить требования заказчика к условиям исполнения контракта, что нарушает требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2.2. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанного положения пункт 7 информационной карты предусматривает следующие условия поставки товара. Пуско-наладочные работы, обучение операторов, гарантийное обслуживание (не менее 12 месяцев после ввода прибора в эксплуатацию) осуществляется сервис-инженерами, сертифицированными фирмой изготовителем.
3. В нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
4. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке, что свидетельствует о неправомерности указания фиксированного размера пени в проекте контракта.
Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 8.3 проекта контракта установлен фиксированный размер пени без указания расчета неустойки по формуле, установленной в соответствии с Постановлением.
В проекте контракта не указан размер штрафных санкций в отношении заказчика в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения начальной (максимальной) цены контракта использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержит выполненный заказчиком расчет.
Вместе с тем, указание на выполненный заказчиком расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации и расчету, произведенному заказчиком.
6. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Спецификация, являющаяся приложением к контракту, не заполнена заказчиком, что может привести к нарушению части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, предусматривающей, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
7. В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В нарушение пункта 6 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, указанные в пункте 19 информационной карты, содержат указание конкретных показателей, соответствующим значениям, установленным в части II"Техническое задание" настоящей документации, и товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара, без указания "при наличии"; не содержат требование на указание наименования страны происхождения товара.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, решила:
1. Признать доводы жалобы "<_>"на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, частей 2, 3 статьи 33, частей 5, 7 статьи 34, частей 1,3 статьи 64, пункта 6 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 4, 5, 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "<_>"
ПРЕДПИСАНИЕ N 888-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
14 декабря 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: "<_>" "<_>" "<_>"
Членов Комиссии: "<_>" "<_>" "<_>"
"<_>" "<_>" "<_>"
на основании решения Челябинского УФАС России от 09.12.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы "<_>"на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "<_>" (далее - Аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1 "<_>":
1.1. с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона;
1.2. после исполнения пунктов 1.3, 2.1. - 2.3., настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
1.3. разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
1.4. при направлении проекта контракта победителю аукциона сформировать проект контракта с учетом требований законодательства о контрактной системе, решения Челябинского УФАС России N "<_>"/2015 от "<_>".2015.
2. "<_>":
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, заказчику для размещения на официальном сайте;
2.3. рассмотреть заявки участников аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;
3. "<_>"с 18.12.2015:
3.1. назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона;
3.2. уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
3.3. после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок обеспечить продолжение проведения аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участниками закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, то есть с 3 116 000 рублей в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 04.12.2015.
4. "<_>"до 20.01.2016 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, сведения о размещении решения аукционной комиссии на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель "<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 декабря 2015 г. N 888-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016