Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 8 июля 2015 г. N 537/04
Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "08" июля 2015 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Батурин С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ;
Члены Комиссии: Ратникова О.С. - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
Коба И. В. - специалист эксперт
отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 537/04 по признакам нарушения ООО "Вертикаль" (344029, г. Ростов-на-Дону, пр. Сельмаш 90А/17Б оф. 3И) ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителя Заявителя по доверенности - Упорникова Р.В.
в присутствии представителя ООО "Вертикаль"- Медведева Р.А.
в присутствии представителя ОАО "Донавтовокзал" - Гречко В.Н. установила:
Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России от 26.03.2015 г. N 205 по результатам рассмотрения заявления ЗАО "АТП-5" о недобросовестной конкуренции со стороны ООО "Вертикаль", выразившейся в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту г. Ростов-на-Дону - г. Зерноград - г. Ростов-на-Дону с несоблюдением конечных пунктов посадки (высадки) пассажиров.
Определением Ростовского УФАС России от 31.03.2015 г. рассмотрение настоящего дела было назначено на 28.05.2015 г.; к участию в деле были привлечены: ООО "Вертикаль" в качестве ответчика; ЗАО "АТП-5" в качестве заявителя; Министерство транспорта Ростовской области, Южное Управление Госавтодорнадзора, ОАО "Донавтовокзал" и ООО "Ростдонавтовокзал" в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Определением Ростовского УФАС России от 28.05.2015 г. рассмотрение дела было отложено на 30.06.2015 г. в целях получения дополнительных доказательств.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
В силу ч. 2 ст.1 ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с подп. 9 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен в ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции".
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
В абзаце третьем пункта 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (пункт 9 статьи 4, статья 14 Закона о защите конкуренции), но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В соответствии с п. 1.7. Постановления Правительства РО от 19.04.2012 N 306 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" (далее - Положение) допуск перевозчиков к обслуживанию пригородных и междугородных внутриобластных маршрутов регулярных перевозок в Ростовской области осуществляется на конкурсной основе.
Утверждение паспорта внутриобластного маршрута регулярных перевозок и расписания регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание движения) осуществляется министерством транспорта Ростовской области. (п. 1.8. Положения).
По результатам конкурса (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 31.01.2013 г. N 7) 18.02.2013 г. Министерством транспорта Ростовской области и ООО "Вертикаль" заключен договор о выполнении пассажирских перевозок N30-Л по маршруту г. Ростов-на-на-Дону - г. Зерноград-г. Ростов-на-Дону. Согласно паспорту вышеуказанного маршрута, утвержденного Министерством транспорта Ростовской области 20.03.2013 г. начальным(конечным) пунктом по указанному маршруту является: г. Ростов-на-Дону, Ростдонавтовокзал (пр. Шолохова, 126). Промежуточные пункты: ТЦ Мега, Новонатальино, Березовая роща, Кировская, Кагальницкая.
В свою очередь, ООО "Вертикаль", осуществляет деятельность пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту с изменением начального (конечного) пункта, а именно, отправление и прибытие транспортных средств в городе Ростове-на-Дону осуществляется на пл. 1 Русской революции (район Главного автовокзала). Данный факт подтверждается материалами проверки Министерства Транспорта Ростовской области и Южного Управления государственного автодорожного надзора.
Вместе с тем, по результатам конкурса (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 24.05.2013 г. N 1) 06.06.2013 г. Министерством транспорта Ростовской области и ЗАО "АТП-5" заключен договор о выполнении пассажирских перевозок N251-Л по маршруту г. Зерноград - г. Ростов-на-Дону - г. Зерноград. Согласно паспорту вышеуказанного маршрута, утвержденного Министерством транспорта Ростовской области 11.06.2013 г. конечным (начальным) пунктом по указанному маршруту является: г. Ростов-на-Дону, пл. 1 Русской революции. Промежуточные пункты: г. Батайск, Кировская, Кагальницкая.
Исследовав представленные в дело доказательства, в частности, схемы движения маршрутов, Комиссия Ростовского УФАС России установила, что вышеуказанные маршруты в значительной степени дублируют друг друга.
Вместе с тем, пассажиропоток на официальном маршруте, обслуживаемом ЗАО "АТП-5" уменьшается за счет деятельности ООО "Вертикаль".
При этом преимущество ООО "Вертикаль" заключается в том, что он получает возможность извлекать прибыль от пассажирских перевозок, не участвуя в конкурсе на право осуществления этих перевозок по определенному маршруту, не учитывая требований к участникам конкурса.
ЗАО "АТП-5" и ООО "Вертикаль" осуществляют деятельность на одном товарном рынке - рынке регулярных пассажирских перевозок автобусным транспортом в Ростовской области, то есть являются конкурирующими хозяйствующими субъектами, при этом действия ООО "Вертикаль" нарушают Положения Постановления Правительства РО от 19.04.2012 N 306 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом"; противоречат требованиям добропорядочности при осуществлении предпринимательской деятельности; направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, могут причинить и причиняют вред перевозчикам, получившим право на осуществление аналогичной деятельности законным образом: путем прохождения через конкурсные процедуры.
Таким образом, в действиях ООО "Вертикаль", выразившихся в осуществлении пассажирских перевозок с несоблюдением начального (конечного) пунктов содержится нарушение ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 3 ст. 41 ФЗ "О защите конкуренции" в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие прекращение ООО "Вертикаль" вышеуказанного нарушения.
Представленные копии путевых листов не являются надлежащим доказательством прекращения осуществления ООО "Вертикаль" пассажирских перевозок с нарушением конечного (начального) пункта.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать ООО "Вертикаль" нарушившим ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Вертикаль" предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
Председатель Комиссии: С.В. Батурин
Члены Комиссии: О.С. Ратникова
И.В. Коба
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 8 июля 2015 г. N 537/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016