Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
N 51-3650-11/5 (опубликовано 29 июля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "30" июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "__" ________________ 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской
области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:.
рассмотрев дело N 51-3650-11/5 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Самарские городские электрические сети" (443079, Самара, ул. _) (Далее - ЗАО "СГЭС") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение _ (вх. N 129 от 11.04.2011 г.) на действия ЗАО "СГЭС", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Приказом ВРИО руководителя Самарского УФАС России N 262 от 18.05.2011 г. в отношении ЗАО "СГЭС" было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Далее - Закон о защите конкуренции).
_ (исх. N 129 от 11.04.2011 г.) пояснила, что в июне 2009 года обратилась с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, _
На основании указанной заявки был подписан договор N 693 от 26.07.2010 г. В договоре была указана размер платы за технологическое присоединение в размере 51079 (пятьдесят одна тысяча семьдесят девять) рублей 84 коп., в том числе НДС 18 % 7 791 (семь тысяч семьсот девяносто один) рубль. 84 коп.
Данный договор сторонами подписан и заявителем полностью внесена плата по данному договору.
В ноябре 2010 года _ обратилась в ЗАО "СГЭС" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, _, с максимальной мощностью 15 кВт.
ЗАО "СГЭС" направило в адрес _ договор технологического присоединения энергопринимающего устройства N Д 1194 от 20.12.2010 г. В п. 3.1 указан размер платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства, который составляет 27713 (двадцать семь тысяч семьсот тринадцать) рублей 48 коп., в т.ч. НДС 4227 (четыре тысячи двести двадцать семь) рублей 48 коп.
ЗАО "СГЭС" (исх. N 2057 от 16.05.2011 г., исх. N 2696 от 23.06.2011 г.) пояснило, что на расстоянии менее чем 300 метров от границ участков _, принадлежащих _ находятся объекты электросетевого хозяйства ТСЖ ".", а именно трансформаторная подстанция, воздушные линии электропередачи напряжением 0,6, 0,4 кВ. Объекты ЗАО "СГЭС" на данной территории отсутствуют. При этом расстояние от ближайшего объекта, принадлежащего ЗАО "СГЭС" (ТП 8041) до земельных участков _ составляет около 812 метров.
Исходя из того, что расстояние от границ участки заявителя до объектов электросетевого хозяйства ЗАО "СГЭС" превышает расстояние более чем в (300) 500 метров расчет платы производился в соответствии с разделом III Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 г. N 201-э/1, по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.
ЗАО "СГЭС" является сетевой организацией, владеет объектами электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии. Для осуществления деятельности Обществу установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике"), пунктом 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из смысла норм действующего законодательства, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях"), услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Самарского УФАС России N 116 от 16.07.1997 г. ЗАО "СГЭС" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара свыше 35%.
Таким образом, ЗАО "СГЭС" занимает доминирующее положение на территории Самарской области в границах точек присоединения к электрическим сетям, находящимся в собственности/владении ЗАО "СГЭС".
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
_. 19 июня 2009 года обратилась в адрес ЗАО "СГЭС" я заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно, находящихся по адресу: г. Самара, _ Заявка зарегистрирована в ЗАО "СГЭС" под N Т683 от 19.06.2010 г.
На основании данной заявки между сторонами был заключен договор технологического присоединения энергопринимающих устройств N 693 от 26.07.2010 г. В пункте 3.1 указанного договора установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, который составляет 51 079 (пятьдесят одна тысяча семьдесят девять) рублей 84 копейки.
22 ноября 2010 года _ обратилась в адрес ЗАО "СГЭС" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 1 кВ, находящихся по адресу: г. Самара, _ Заявка зарегистрирована в ЗАО "СГЭС" под N Т1383 от 22.11.2010 г.
На основании данной заявки _ был предложен проект договора технологического присоединения энергопринимающих устройств N Д1194 от 20.12.2010 г. В пункте 3.1 указанного договора установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, который составляет 27713, 48 (двадцать семь тысяч семьсот тринадцать) рублей 48 копеек.
Указанный размер суммы в договоре не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Приказом управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области (далее - УГРиКЭ Самарской области) от 29.04.2009 N 23 "О размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО "Самарские городские электрические сети" установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО "Самарские городские электрические сети" для заявителей с присоединяемой мощностью более 15 кВт в размере 21644 руб./кВт.
Приказом УГРиКЭ Самарской области от 21.12.2010 N 77 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области" установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) равный 550 рублей.
Так как УГРиКЭ не установило размер платы до 15 кВт (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) в зависимости от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, то размер платы за технологическое присоединение таких заявителей, в соответствии с пунктом 2 приказа УГРиКЭ от 30.12.2009 г. N 83, составляет 550 рублей.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что уполномоченным органом установлен размер платы за технологическое присоединение энергопрнимающих устройств с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно.
В данном случае, при обращении _, подавшей заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно и с заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 1 кВ,
ЗАО "СГЭС" неправомерно установило размер сумм технологического присоединения в договорах N N 693 от 26.07.2010 г. Д1194 от 20.12.2010 г.
Кроме того, Самарским УФАС России у ЗАО "СГЭС" были запрошены сведения о размере платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальной мощностью не превышающей 15 кВт включительно указываемую в договорах на технологическое присоединение с обращающимися гражданами в период 2010 года.
ЗАО "СГЭС" представило в материалы дела N 51-3650-11/5 сведения (информацию), а именно реестр договоров на технологическое присоединение в период 2010 года, в которых был указан размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальной мощностью не превышающей 15 кВт равный 649 рублей.
Из разъяснений Федеральной антимонопольной службы России изложенных в письме (исх. N АГ/21758 от 09.07.2010 г.) следует, что в соответствии с положениями Налогового Кодекса Российской Федерации, Информационного письма ФСТ от 05.06.2009 г. N НБ-3768/12 при реализации сетевой организацией услуг по технологическому присоединению юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (населению), в случаях когда размер платы за технологическое присоединение не должен превышать 550 рублей, стоимость этих услуг с учетом налога на добавленную стоимостью (далее - НДС) для всех указанных групп заявителей будет одинаковым, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты различен.
Так, при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям оформляются счет-фактура, в котором указывается сумма НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) и в счетах (чеках) отдельно не выделяется.
Таким образом, сумма НДС уже включена в стоимость мероприятий по технологическому присоединению для граждан. Стоимость мероприятий по технологическому присоединению для граждан составляет 550 рублей с учетом НДС.
На основании вышеизложенного, выставляемая сумма в размере 649 рублей в договорах на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальной мощностью не превышающей 15 кВт до неправомерна.
Учитывая положения статьи 10 ГК РФ, части. 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что вышеуказанные действия совершены за допустимыми пределами осуществления гражданских прав.
Факт навязывания невыгодных условий, а именно навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами Комиссией Самарского УФАС России не установлены.
Исходя из обстоятельств дела, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что ЗАО "СГЭС" злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, нарушив установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, установив в договоре технологического присоединения энергопринимающих устройств N 693 от 26.07.2010 г. размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, который составляет 51 079 (пятьдесят одна тысяча семьдесят девять) рублей 84 копейки и в договоре технологического присоединения энергопринимающего устройства N Д 1194 от 20.12.2010 г. размер платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства, который составляет 27713 (двадцать семь тысяч семьсот тринадцать) рублей 48 коп., в т.ч. НДС 4227 (четыре тысячи двести двадцать семь) рублей 48 коп.
_. не представило сведения, подтверждающие причинение материального ущерба действием (бездействием) ЗАО "СГЭС".
Так как нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия считает целесообразным выдать ЗАО "СГЭС" предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ЗАО "СГЭС" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушив установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, установив в договоре технологического присоединения энергопринимающих устройств N 693 от 26.07.2010 г. размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, который составляет 51 079 (пятьдесят одна тысяча семьдесят девять) рублей 84 копейки и в договоре технологического присоединения энергопринимающего устройства N Д 1194 от 20.12.2010 г. размер платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства, который составляет 27713 (двадцать семь тысяч семьсот тринадцать) рублей 48 коп., в т.ч. НДС 4227 (четыре тысячи двести двадцать семь) рублей 48 коп.
2. Выдать ЗАО "СГЭС" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в нарушении установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, установив в договоре технологического присоединения энергопринимающих устройств N 693 от 26.07.2010 г. размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, который составляет 51 079 (пятьдесят одна тысяча семьдесят девять) рублей 84 копейки и в договоре технологического присоединения энергопринимающего устройства N Д 1194 от 20.12.2010 г. размер платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства, который составляет 27713 (двадцать семь тысяч семьсот тринадцать) рублей 48 коп., в т.ч. НДС 4227 (четыре тысячи двести двадцать семь) рублей 48 коп.
3. Передать материалы дела N 51-3650-11/5 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
ПРЕДПИСАНИЕ N 51-3650-11/5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "___" ______________ 2011 г. по делу N 51-3650-11/5 о нарушении ЗАО "Самарские городские электрические сети" (443079, г. Самара, ул. _) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ЗАО "Самарские городские электрические сети" в срок до _ 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и
а именно:
- прекратить нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчете размера платы за технологическое присоединение _ неустановленного Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области тарифа.
- применить при расчете размера платы за технологическое присоединение. тариф, установленный Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области;
- прекратить нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчете размера платы за технологическое присоединение _ неустановленного Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области тариф;
- прекратить нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем установления в договорах на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не превышающей 15 кВт, размера платы равной 649 рублей;
- направить в адрес лиц, указанных в договорах
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения и представить доказательства выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 51-3650-11/5 (опубликовано 29 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016