Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 26 августа 2011 г. N 07-35/954
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Ниденс В.А., заместитель руководителя управления - начальник отдела,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы; Колотыриной А.А. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела N07-35/954 по признакам нарушения периодическим печатным изданием (далее - газета) "Город" ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в присутствии представителя газеты "Город" Зиняева И.Н. (доверенность от 16.08.2011 г.), установила:
В номере N5 от 13.11.2010 г. на стр. N4 периодического рекламно-информационного печатного издания "Город" (далее - газета "Город") размещен рекламный модуль под названием "Двери деревянные" с содержанием информации о предоставлении кредита.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вследствие чего рассматриваемая информация является рекламой в силу понятия "реклама", данного в статье 3 Закона о рекламе.
Законом о рекламе установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рассматриваемом случае, в части указания информации о предоставлении финансовой услуги - "кредит", отсутствует информация о наименовании или имени лица, оказывающего эти услуги, соответственно размещение данного рекламного модуля происходило с признаками нарушения требований установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
В ходе рассмотрения дела представитель газеты "Город" Зиняев И.Н. пояснил, что: газета "Город" выходила в печать меньше месяца; опыта работы не было; намерения ввести в заблуждение читателей либо выпустить недобросовестную рекламу не было; нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе устранено.
Рассмотрев материалы дела, объяснения Комиссия пришла к следующим выводам.
Материалы дела свидетельствуют, что в рассматриваемом рекламном сообщении отсутствовали сведения о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на возможность приобретения рекламируемого товара "в кредит", то такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в тексте данной рекламы отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется рекламодателем в форме отсрочки платежа, а не банком. Следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Отсутствие в тексте данной рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания "в кредит" не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов рекламодателя в заблуждение.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама не отвечает требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей (ст. 3 Закона о рекламе).
Таким образом, рекламораспространителем - газетой "Город" нарушено законодательство о рекламе, а именно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность за нарушение которой предусмотрена ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу под названием "Двери деревянные", размещенную в периодическом печатном издании "Город" N5 от 13.11.10 г. на стр. N4, поскольку нарушены требования ч. 1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии В.А. Ниденс
Члены Комиссии Т.А. Дмитриева
А.А. Колотырин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 26 августа 2011 г. N 07-35/954
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016