Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 16 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 02.09.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 16.09.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N517-11-а по признакам нарушения:
1.1. Департаментом образовании Администрации г. Перми (614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 17) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), выразившемся в незаконном наделении хозяйствующего субъекта - МАУДОВ "ИАЦ" функциями органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми путем заключения дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г., позволившему МАУДОВ "ИАЦ" осуществлять расходование средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов);
1.2. Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми (614045, г. Пермь, ул. Луначарского, 42):
1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке поставки и внедрения программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в границах г. Перми путем расходования средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, в также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов;
2) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми при расходовании средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь в рамках дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г;
3) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся:
- в необоснованно сокращенном сроке размещения извещения о проведении квалификационного отбора в нарушение требований ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, что привело к ограничению доступа в торгах;
- установлении критериев квалификационного отбора, создающих участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции. установила:
29.06.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило заявление Администрации губернатора Пермского края (вх. N9206-11) о проверке соблюдения антимонопольного законодательства при проведении Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми (далее также - МАУДОВ "ИАЦ", Центр) квалификационных отборов на право заключения договора на поставку и внедрение программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в г. Перми.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России заявитель свои доводы поддержал. Представители ответчиков с нарушением антимонопольного законодательства не согласились.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. 22.11.2010 г. МАУДОВ "ИАЦ" издан приказ N145 о проведении квалификационного отбора на поставку оборудования, выполнения работ, оказание услуг (далее - приказ N145).
Согласно преамбуле приказа N145 он издан в связи с реализацией проекта по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной информационной системы учета услуг дополнительного образования детей города Перми и с целью выявления наиболее выгодных предложений по условиям исполнения договора со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также с целью защиты интересов заказчика, в том числе имущественных, от недобросовестных контрагентов.
В соответствии с п. 2 приказа N145 утверждены техническое задание, состав квалификационной комиссии, положение о квалификационном отборе, положение о квалификационной комиссии, критерии квалификационного отбора.
В соответствии с п. 4.1 приказа N145 - в срок до 23.11.2010 г. разместить в газете "Звезда", а также на сайте МАУДОВ "ИАЦ" www.iac.perm.ru сообщение о проведении квалификационного отбора (далее также - отбор).
23.11.2010 г. извещение о проведении квалификационного отбора было опубликовано в газете "Звезда", а также на сайте МАУДОВ "ИАЦ" www.iac.perm.ru.
Сам отбор проведен в соответствии с приказом N145 25.11.2010 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
В соответствии с Положением о квалификационном отборе, утвержденном приказом N145 (далее - Положение):
- настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 03.11.2006 г. N174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), Федеральным законом от 27.07.2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", уставом МАУДОВ "ИАЦ" (п. 1.1);
- квалификационный отбор является официально проводимым конкурсом, публичной офертой (п. 1.2);
- на порядок проведения квалификационного отбора не распространяется действие Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 1.2);
В соответствии с ч. 1 ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Из анализа п. 1.2 Положения, преамбулы Приказа N145, факта опубликования извещения о проведении отбора, имело место проведение открытого конкурса, в котором мог принять участие любой желающий. Вместе с тем, в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ круг лиц, которые могли принять участие в торгах был ограничен в силу нарушения сроков и порядка опубликования извещения о проведении торгов.
Также Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 2.1 Положения о квалификационной комиссии в своей деятельности комиссия руководствуется в том числе Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами, к которым относится Закон о защите конкуренции.
В соответствии с п.п. 1.8, 4.11 Положения об отборе организатор обязан согласовать с наблюдательным советом решение о проведении отбора, заключении договора с победителем. Вместе с тем, доказательств такого согласования в антимонопольный орган не представлено, что ставит под сомнение саму законность проведения отбора, заключения договора и оплаты денежных средств заказчиком.
Комиссия Пермского УФАС России установила, что в соответствии с п. 2.4 Положения отбор проводится комиссией не ранее, чем через 14 (четырнадцать) календарных дней, начиная с даты опубликования сообщения о проведении отбора в СМИ и на сайте организатора. В реальности отбор был проведен 25.11.2010 г., т.е. через 2 (два) дня после опубликования извещения.
Данные действия свидетельствуют о нарушении комиссией Положения об отборе, а также указывают на невыполнение директором МАУДОВ "ИАЦ", являющимся также председателем комиссии, требований Положения об отборе, им же утвержденного.
2. Согласно критериям квалификационного отбора, утвержденным приказом N145, установлена их значимость в баллах и процентах:
1) Цена договора - максимальная значимость критерия: в баллах - 15, в процентах - 15.
2) Наличие демонстрационного прототипа системы - максимальная значимость критерия: в баллах - 50, в процентах - 50.
При этом лучшим условием исполнением договора по критерию признается предложение с наибольшим числом реализованных в прототипе пунктов.
3) Опыт работы участника по осуществлению разработки программного обеспечения на основе процессинга бесконтактных карт с интерфейсом Mifare (или аналогичных) и программирования конечных устройств для работы с такими картами - максимальная значимость критерия: в баллах - 10, в процентах - 10.
4) Наличие у частника квалификационного отбора квалифицированного персонала - максимальная значимость критерия: в баллах - 10, в процентах - 10.
5) Срок разработки программного обеспечения - максимальная значимость критерия: в баллах - 15, в процентах - 15.
Таким образом, наибольшее значение, дающее возможность одержать безоговорочную победу при проведении отбора, имеет критерий наличие демонстрационного прототипа системы, при этом прототип должен быть реализован по максимальному возможному количеству позиций, т.е. фактически должен быть в натуре.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в составе заявки ООО "Фрэш" имеются следующие договоры.
Договор поставки от 27.01.2010 г. N02/01-2010, заключенный с МАУДОВ "ИАЦ". В рамках данного договора МАУДОВ "ИАЦ" поставлены бесконтактные пластиковые карты Mifare 1K. В соответствии с приложением N3 к данному договору в описание карты входит серия и номер, уникальный идентификатор ребенка, ФИО ребенка, дата рождения, фотография ребенка, дата окончания срока карты.
Договор поставки от 27.01.2010 г. N01/01-2010, заключенный с МАУДОВ "ИАЦ". В рамках данного договора МАУДОВ "ИАЦ" поставлены терминалы RFID.
Договор заказа от 17.03.2010 г. N17/03-01 на разработку прототипа системы регистрации посещений и компонентов взаимодействия с электронной многофункциональной именной картой. Данный договор исполнен 18.03.2010 г., денежные средства в размере 900.000 (девятисот тысяч) рублей выплачены ООО "Фрэш".
Следовательно, договор N17/03-01 был выполнен ООО "Фрэш" за 1 (один) календарный день.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что МАУДОВ "ИАЦ" еще 18.03.2010 г. знало о наличии у ООО "Фрэш" реализованного прототипа системы и в дальнейшем включило его наличие в качестве критерия отбора. Этот критерий позволил ООО "Фрэш" стать победителем отбора.
Также анализ изложенных обстоятельств показывает на систематический характер расходования МАУДОВ "ИАЦ" бюджетных средств для оплаты работ (оказания услуг) и поставки товаров для муниципальных нужд без соблюдения требований Закона о размещении заказов, что указывает на необходимость проверки правоохранительными органами действий должностных лиц Департамента образования Администрации г. Перми, как главного распорядителя бюджетных средств, на предмет создания совместно с МАУДОВ "ИАЦ" коррупционной схемы вывода средств из бюджета г. Перми.
В соответствии с действующим законодательством МАУДОВ "ИАЦ" должно осуществлять работы собственными силами, а не привлекать за счет средств бюджета третьих лиц - исполнителей. Исследование материалов настоящего дела указывает на фактически посреднический характер деятельности МАУДОВ "ИАЦ" для целей передачи бюджетных средств сторонним юридическим лицам.
3. 25.11.2010 г. в 14:00 согласно протоколу N2 вскрытия конвертов с заявками на участие в квалификационном отборе (далее - протокол N2) ко второму этапу были допущены ООО "Артель", ООО "Восходящие технологии", ООО "Фрэш".
ООО "Артель" создано 25.02.2010 г. с уставным капиталом в 10.000 (десять тысяч) рублей. Основной вид деятельности: оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. Единственный учредитель - <_> Директор - <_>
ООО "Восходящие технологии" создано 03.02.2010 г. с уставным капиталом в 10.000 (десять тысяч) рублей. Основной вид деятельности: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Единственный учредитель - <_> он же - генеральный директор.
ООО "Фрэш" создано 15.09.2009 г. с уставным капиталом в 10.000 (десять тысяч) рублей. Основной вид деятельности: оптовая торговля производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи. Единственный учредитель - <_> Генеральный директор - <_>
В состав комиссии по проведению отбора входили:
- председательствующий - <_>
- члены комиссии - <_>
В соответствии с протоколом N2 предметом отбора является разработка, внедрение и сопровождение автоматизированной информационной системы учета услуг дополнительного образования детей города Перми.
Начальная (максимальная) цена договора: 20 028 000 р. (двадцать миллионов двадцать восемь тысяч) рублей 00 коп.
Все члены комиссии, за исключением <_> поставили свои подписи под протоколом N2.
В соответствии с приложением N1 к протоколу N2 у участников:
1) имеется следующий опыт работы:
- ООО "Артель" - не имеется,
- ООО "Восходящие технологии" - имеется 3 контракта,
- ООО "Фрэш" - имеются 2 контракта;
2) предложенная начальная (максимальная) цена договора:
- ООО "Артель" - 20 028 000 р. 00 коп.,
- ООО "Восходящие технологии" - 18 000 000 р. 00 коп.,
- ООО "Фрэш" - 20 028 000 р. 00 коп.
3) срок выполнения работ (максимальный - 28 дней, минимальный - 14 дней):
- ООО "Артель" - 28 дней,
- ООО "Восходящие технологии" - 14 дней,
- ООО "Фрэш" - 28 (двадцать восемь) дней.
Все члены комиссии, за исключением <_> поставили свои подписи под данным приложением к протоколу N2.
25.11.2010 г. в 16:00 согласно протоколу N3 рассмотрения заявок на участие в квалификационном отборе (далее - отбор) победителем признано ООО "Фрэш" с ценой договора 20 028 000 (двадцать миллионов двадцать восемь тысяч) рублей и сроком выполнения 20 (двадцать) календарных дней.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что между протоколом N2 и протоколом N3 существует разница - срок выполнения работ у ООО "Фрэш" изменился с 28 до 20 дней.
Под данным протоколом N3 стоят подписи всех членов комиссии.
В соответствии с приложением N1 к протоколу N3 цена договора:
- ООО "Артель" - 18 000 000 р. 00 коп.,
- ООО "Восходящие технологии" - 18 000 000 р. 00 коп.,
- ООО "Фрэш" - 20 028 000 р. 00 коп.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что между протоколом N2 и протоколом N3 существует разница - цена договора у ООО "Артель" изменилась с 20 028 000 до 18 000 000.
В соответствии с приложением N1 к протоколу N3 опыт выполнения работ:
- ООО "Артель" - 0 (значение), 0 (баллы),
- ООО "Восходящие технологии" - 0 (значение), 0 (баллы),
- ООО "Фрэш" - 3 (значение), 10 (баллы).
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что между протоколом N2 и протоколом N3 существует разница - у ООО "Восходящие технологии" нулевое значение баллов, хотя в протоколе N2 указано об опыте в виде 3-х контрактов.
А у ООО "Фрэш" 10 баллов со значением 3, хотя было только 2 контракта, подтверждающих опыт.
В соответствии с приложением N1 к протоколу N3 срок выполнения работ:
- ООО "Артель" - 15 (значение), 7 (баллы),
- ООО "Восходящие технологии" - 14 (значение), 8 (баллы),
- ООО "Фрэш" - 20 (значение), 2 (баллы).
Комиссия Пермского УФАС России ранее отмечала, что между протоколом N2 и протоколом N3 существует разница - срок выполнения работ у ООО "Фрэш" изменился с 28 до 20 дней, что подтверждается рассматриваемым приложением N1 к протоколу N3, где значение критерия у ООО "Фрэш" - 20.
При этом у ООО "Восходящие технологии" осталось в качестве значения 14, как и было заявлено, а у ООО "Артель" с 28 заявленных дней значение упало до 15 дней.
Данные разночтения не согласуются с логикой и целью работы квалификационной комиссии, задачи которой согласно п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Положения о квалификационной комиссии:
- обеспечение объективности при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок,
- соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий и недискриминации при размещении заказов,
- устранение возможностей злоупотребления и коррупции при размещении заказов.
ООО "Фрэш" наибольшее количество баллов получило по критериям:
- прототип (40,5 баллов из 50 возможных);
- опыт (10 баллов из 10 возможных);
- персонал (10 баллов из 10 возможных).
01.12.2010 г. между МАУДОВ "ИАЦ" (Заказчик) и ООО "Фреш" (Исполнитель) заключен договор N011210 на поставку и внедрение программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в городе Перми (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. настоящий Договор заключается по итогам квалификационного отбора, победителем которого стал Исполнитель.
В соответствии с п. 3.1 Договора Исполнитель обязан выполнить работы в срок до 20 декабря 2010 года в соответствие с календарным планом выполнения работ (приложение N2).
ООО "Фрэш" к 20-му декабря 2010 г. выполнило все работы по Договору и получило предусмотренное им вознаграждение в размере 20 028 000 р.
Таким образом, квалификационный отбор (поименованный в документации отбора как конкурс) был проведен менее чем за один месяц с момента публикации извещения о проведении отбора, а Договор выполнен за 20 календарных дней.
В соответствии со ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;
- ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, МАУДОВ "ИАЦ" нарушены требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в:
- необоснованно сокращенном сроке размещения извещения о проведении квалификационного отбора в нарушение требований ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, что привело к ограничению доступа в торгах;
- установлении критериев квалификационного отбора, создающих участнику отбора - ООО "Фрэш" преимущественные условия участия в торгах.
4. В письме Главы Администрации г. Перми <_> от 14.06.2011 г. NСЭД-03-08-11-832 руководителю Администрации губернатора Пермского края сделана ссылка на запрос в Пермскую торгово-промышленную палату о возможности разработки и внедрения системы электронного учета услуг дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сроки и по цене, предусмотренной конкурсом.
Пермской торгово-промышленной палатой дан ответ (исх. N337 от 18.05.2011 г.), согласно которому "по результатам анализа рынка услуг по разработке и внедрению программного обеспечения установлено, что аналоги такой системы со схожими параметрами (в. т.ч. содержанием и характеристиками) на российском рынке отсутствуют, соответственно провести объективный анализ стоимости и сроков выполнения работ не представляется возможным".
Таким образом, анализ представленных ответчиками документов не позволяет установить экономическую обоснованность цены разработки и внедрения системы электронного учета услуг дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в соответствии с заключенным Договором.
Также Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Департаментом образования Администрации г. Перми МАУДОВ "ИАЦ" были переданы денежные средства в размере 24 270, 50 тыс. руб., а Договор был заключен на сумму 20 028 тыс. руб.
Также Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 6.7 устава МАУДОВ "ИАЦ" Учреждение обязано получить письменное согласие учредителя, департамента имущественных отношений Администрации г. Перми и департамента финансов Администрации г. Перми на заключение разовой сделки, размер которой превышает 1000 МРОТ.
В антимонопольный орган доказательств получения такого согласия Центром не представлено.
5. Положение о системе электронного учета услуг дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных департаменту образования Администрации г. Перми, утверждено постановлением Администрации г. Перми от 09.11.2010 г. N758, в том числе на основании Бюджетного кодекса РФ.
30.12.2009 г. МАУДОВ "ИАЦ" было утверждено муниципальное задание на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - муниципальное задание).
01.11.2010 г. к данному муниципальному заданию было подписано дополнительное соглашение (далее также - соглашение), в соответствии с которым:
- учредитель (департамент образования Администрации г. Перми) обязуется обеспечить дополнительное финансирование в размере 24 270, 50 тыс. руб. на выполнение работ по электронной системе учета услуг дополнительного образования детей г. Перми (п. 2.1)
- учреждение (МАУДОВ "ИАЦ") имеет право на финансирование, согласно п. 2.1 (п. 2.3.1);
- учреждение обязано направлять и использовать бюджетные средства, получаемые в рамках настоящего дополнительного соглашения, на выполнение работ по электронной системе учета услуг дополнительного образования детей (п. 2.4.1);
- настоящее соглашение действует с 29 октября 2010 г. по 31.12.2010 г.
Анализ дополнительного соглашения показывает, что действие соглашения началось с 29.10.2010 г., т.е. за 3 (три) дня до заключения самого соглашения, датированного 01.11.2010 г.
Также в рамках соглашения предусмотрено, что МАУДОВ "ИАЦ" должно направлять и использовать бюджетные средства, получаемые в рамках настоящего дополнительного соглашения, на выполнение работ по электронной системе учета услуг дополнительного образования детей.
Следовательно, МАУДОВ "ИАЦ" является исполнителем в рамках выданного ему муниципального задания, в том числе в рамках дополнительного соглашения от 01.11.2010 г., т.е. должно было осуществлять выполнение работ самостоятельно.
6. В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования Администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 12.09.2006 г. N224 (далее - Положение о департаменте), основной задачей департамента является в том числе организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 3.1.2 Положения о департаменте для выполнения возложенных задач департамент осуществляет в том числе функцию формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным учреждениям, иным некоммерческим организациям, являющимся исполнителями муниципальных услуг (работ), муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Департамент определяет объем бюджетных ассигнований, необходимых на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) - согласно п. 3.4.5 Положения о департаменте.
МАУДОВ "ИАЦ" создан на основании постановления Главы г. Перми от 17.10.2002 г. N2822. Учредителем Центра является Департамент. Согласно уставу, утвержденным распоряжением начальника департамента образования Администрации г. Перми от 11.09.2009 г. N40, МАУДОВ "ИАЦ" является гражданским светским некоммерческим образовательным учреждением.
В соответствии с п. 1.7 устава Центр создан для осуществления управленческих, координационных, организационных и иных функций, содействующих учредителю и муниципальным образовательным учреждениям.
Согласно п. 5.4 устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются в том числе бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг.
Комиссией Пермского УФАС России у МАУДОВ "ИАЦ" запрошен объем выручки от оказания платных услуг за 2010-2011 годы. Сумма за 2010 год составляет - 282 680 (двести восемьдесят две тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 00 коп., за 2011 год - 3500 (три тысячи пятьсот) рублей 00 коп. Всего платные услуги оказаны 15 субъектам, из которых 9 являются исключительно хозяйствующими субъектами.
Анализ размера тарифных ставок зарплат сотрудников Центра (согласно представленному штатному расписанию), необходимость содержания имущества, закрепленного за Центром на праве хозяйственного ведения, позволяет сделать вывод о том, что основным источником финансовых средств МАУДОВ "ИАЦ" являются средства бюджета г. Перми, т.к. выручка от оказания платных услуг незначительна.
В соответствии с п. 4.6 устава органами управления Центром является наблюдательный совет, руководитель и общее собрание трудового коллектива.
Департамент предоставил МАУДОВ "ИАЦ" бюджетные средства в рамках выданного ему муниципального задания, в том числе в рамках дополнительного соглашения от 01.11.2010 г., т.е. финансирование вышеуказанных видов работ осуществлялось из бюджета г. Перми.
При этом МАУДОВ "ИАЦ" при проведении конкурса не руководствовалось законом о размещении заказов.
Ответчиками в материалы дела представлены письменные позиции, согласно которым деятельность МАУДОВ "ИАЦ" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 г. N174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), а предоставление средств производилось с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).
По мнению Комиссии Пермского УФАС России МАУДОВ "ИАЦ" в нарушение действующего законодательства не руководствовался требованиями Закона о размещении заказов при проведении торгов для удовлетворения муниципальной нужды г. Перми, а Департамент нарушал БК РФ в силу нижеследующего.
1) В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Муниципальный контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно Законом о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Внедрение системы электронного учета услуг дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных департаменту образования Администрации г. Перми (далее - Система), является муниципальной нуждой г. Перми, т.к. направлено на решение вопроса местного значения, финансируется из бюджета г. Перми, поэтому должно осуществляться Департаментом в рамках муниципального заказа в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Муниципальный заказ - это есть конкретизированные потребности (нужды) органа местного самоуправления, сформированные в установленном порядке и зафиксированные в правовом акте. Формирование муниципального заказа не может быть переложено на хозяйствующего субъекта - автономное учреждение.
В правовом смысле муниципальные нужды представляют собой юридическую форму выражения публичных потребностей, сформировавшихся в процессе плановой деятельности органов местного самоуправления и конкретизировавшихся до уровня потребности муниципального образования в определенных товарах, работах и услугах, в ходе удовлетворения которых осуществляется муниципальное управление.
Наделение Центра полномочиями по размещению заказа на внедрение Системы без проведения конкурентных процедур в соответствии с Законом о размещении заказов нарушает принцип эффективной судебной и иной защиты хозяйствующими субъектами своих прав в силу невозможности воспользоваться правами, предусмотренными Законом о размещении заказов, ограничивает доступ к участию в торгах, ведет к ограничению конкуренции, нерациональному использованию средств бюджета г. Перми, а также приводит к формированию муниципального заказа неуполномоченной на это организацией.
Внедрение Системы служит целям муниципального управления, реализации публичных потребностей, поэтому соответствующий заказ должен был формироваться Департаментом, как муниципальным заказчиком.
Также необоснованными являются постоянные ссылки ответчиков на письма Минэкономразвития за подписью заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике Катамадзе.
Во-первых, данные разъяснения нельзя отнести к актам официального толкования Закона о размещении заказов, т.к. в соответствии с пп. 10.16 п. 10 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N437, официальное волеизъявление позиции министерства возможно только путем издания приказа, подписанного министром и носящего нормативный характер.
Во-вторых, данные разъяснения Катамадзе прямо противоречат БК РФ, в частности ст. 34, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
При этом принципы бюджетного законодательства - это основополагающие начала, которыми необходимо руководствоваться при применении остальных статей БК РФ.
2) Согласно ст. 4 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Под основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, направленная на достижение целей, ради которых данное учреждение создано. При этом учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Так с 01.01.2011 г. ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N174-ФЗ "Об автономных учреждениях" изложена законодателем в следующей редакции: "Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами".
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).
В ст. 38 БК РФ установлен принцип адресности бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств.
В ситуации с Центром соответствующий орган местного самоуправления, осуществляя полномочия по формированию задания подведомственного ему автономного учреждения, выступает как главный распорядитель бюджетных средств, так как согласно ст.ст. 6, 158 БК РФ именно главный распорядитель бюджетных средств уполномочен формировать государственные (муниципальные) задания и обеспечивать контроль за получателями субсидий. Получателем средств данный орган исполнительной власти не может являться.
Согласно ст. 162 БК РФ у получателя бюджетных средств отсутствуют полномочия по контролю за получателями субсидий, что создает возможность бесконтрольного расходования бюджетных средств автономным учреждением.
В соответствии со ст. 69.1 БК РФ бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг являются ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг, могут предусматриваться в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации (часть 1 статьи 78.1 БК РФ).
Термин "возмещение" подразумевает наличие собственных расходов у Центра по оказанию услуг в соответствии с муниципальным заданием в виде нормативных затрат, которые в свою очередь могут появиться у Центра только после оказания услуг конкретным физическим и (или) юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, также порядок оказания соответствующих услуг и предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
Ответчиками не оспаривается, что пользователями Системы, получателями услуги является неопределенный круг лиц.
Таким образом, внедрение Системы в интересах неопределенного круга лиц является муниципальной нуждой, которая должна выполняться путем формирования и размещение муниципального заказа. Довод Департамента о правомерности выделения средств Центру на иные цели не может быть признан состоятельным, так как основан на неверном толковании ответчиком отдельных положений действующего законодательства.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что оценка деятельности Центра не может быть осуществлена исключительно в рамках Закона об автономных учреждениях, без взаимосвязи с Законом о размещении заказов, Законом о защите конкуренции и Бюджетным кодексом РФ.
3) В соответствии с Порядком формирования, размещения, финансового обеспечения и контроля исполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 30.11.2007 г. N502 (далее - Порядок) муниципальное задание на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг (далее - потребители услуги),
- порядок оказания соответствующих услуг,
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2.2.2 Порядка).
Муниципальные услуги (работы), предусмотренные в муниципальном задании, оказываются получателям бесплатно или частично за плату (п. 2.2.5 Порядка).
Финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется за счет средств бюджета города в рамках утвержденного бюджета города Перми, если иное не установлено действующими нормативными правовыми актами, средств, переданных из бюджета Пермского края (межбюджетных трансфертов) и других источников (п. 3.1).
Финансовое обеспечение исполнения муниципального задания осуществляется для муниципального автономного учреждения, бюджетного учреждения, не являющегося получателем бюджетных средств, в виде предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг (выполнение работ) в порядке, установленном Администрацией города Перми (п. 3.3).
Анализ дополнительного соглашения от 01.11.2010 г. к муниципальному заданию позволяет сделать вывод лишь о финансировании работ из бюджета г. Перми. При этом дополнительным соглашением не определены требования, установленные п. 2.2.2 Порядка, обязательные для муниципального задания, т.е. категории лиц, которым оказывается услуга, порядок ее оказания и цена услуги.
Дополнительное соглашение, как неотъемлемая часть муниципального задания, должно содержать указание на нормативные затраты Центра, на возмещение которых выделяются субсидии. Дополнительное соглашение таких данных не содержит. Учреждению корреспондируется лишь одна обязанность: "направлять и использовать денежные средства, получаемые в рамках настоящее дополнительного соглашения, на выполнение работ по электронной системе учета услуг дополнительного образования детей".
4) В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам,
- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктами 3.3.5, 4.1.2 Положения о департаменте предусмотрено, что департамент осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.
Ответчик в письменных пояснениях указывает, что Департамент организует разработку стратегии развития образования на территории г. Перми, программы развития образования, инновационных проектов и обеспечивает их реализацию.
Также ответчик пишет, что к целям деятельности МАУДОВ "ИАЦ" относится в том числе исполнение федеральных, региональных и городских программ и иных нормативных документов в части, касающейся внедрения, функционирования и оценки информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что МАУДОВ "ИАЦ" должно самостоятельно выполнять работы по указанию учредителя. Закупка для нужд муниципального образования г. Пермь электронной системы учета услуг дополнительного образования детей является реализацией муниципальной нужды, а не выполнением задания учредителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе государственного или муниципального контракта, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о размещении заказов выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Законом о размещении заказов.
Автономное учреждение было создано органом местного самоуправления для решения конкретных задач, указанных выше. Полномочия специализированной организации по смыслу ч. 1 ст. 6 Закона о размещении заказов МАУДОВ "ИАЦ" не передавались, юридического изъятия полномочий муниципального у Департамента осуществлено не было.
Таким образом, Центр необоснованно выполнял функции специализированной организации по смыслу Закона о размещении заказов.
5) В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Департамента пояснила, что соглашение с МАУДОВ "ИАЦ" было заключено не применительно к муниципальному заданию. Также представитель Департамента в своих письменных пояснениях ссылается на ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях и утверждает, что автономное учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и таким образом, который руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
Таким образом, норма закона, приведенная представителем Департамента, не содержит положений, из которых можно было бы сделать вывод о возможности расходования бюджетных средств директором Центра по своему усмотрению.
С учетом позиции представителя Департамента, указывающего в письменных пояснениях на гражданско-правой характер деятельности Центра, в том числе при заключении договоров, антимонопольный орган считает правильным указать на необходимость разделения финансовой природы средств, зарабатываемых Центром самостоятельно, и получаемых им средств бюджета.
Со средствами, полученными от оказания платных услуг, Центр может осуществлять любые законные операции, но многомиллионные средства налогоплательщиков г. Перми априори не могут расходоваться по усмотрению директора автономного учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, департаментом образовании Администрации г. Перми нарушены требования ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в незаконном наделении хозяйствующего субъекта - МАУДОВ "ИАЦ" функциями органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми путем заключения дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г., позволившему МАУДОВ "ИАЦ" осуществлять расходование средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
МАУДОВ "ИАЦ" нарушены требования:
1) ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке поставки и внедрения программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в границах г. Перми путем расходования средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, в также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
2) ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми при расходовании средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь в рамках дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения департаментом образовании Администрации г. Перми ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном наделении хозяйствующего субъекта - МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми функциями органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми путем заключения дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г., позволившему МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми осуществлять расходование средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Признать факт нарушения Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми:
1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке поставки и внедрения программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в границах г. Перми путем расходования средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, в также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
2) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми при расходовании средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь в рамках дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г.
3) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в:
- необоснованно сокращенном сроке размещения извещения о проведении квалификационного отбора в нарушение требований ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, что привело к ограничению доступа в торгах;
- установлении критериев квалификационного отбора, создающих участнику отбора - ООО "Фрэш" преимущественных условий участия в торгах.
3. Выдать департаменту образовании Администрации г. Перми предписание о прекращении в срок до 15.1.2011 г. нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном наделении хозяйствующего субъекта - МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми функциями органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми путем заключения дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г., позволившему МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми осуществлять расходование средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
а именно:
принять меры по обеспечению конкуренции, в том числе путем:
- отмены муниципального задания МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов, в части дополнительного соглашения от 01.11.2010 г.,
- проведения торгов департаментом образования Администрации г. Перми в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при необходимости выполнения муниципальных нужд муниципального образования г. Пермь не для конкретных получателей муниципальных услуг;
- приведения устава МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми в соответствие с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" с учетом нарушений, установленных в решении по настоящему делу.
4. Выдать Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми предписание о прекращении в срок до 15.11.2011 г. нарушения антимонопольного законодательства:
1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке поставки и внедрения программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в границах г. Перми путем расходования средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, в также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
2) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми при расходовании средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь в рамках дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г.
3) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в:
- необоснованно сокращенном сроке размещения извещения о проведении квалификационного отбора в нарушение требований ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, что привело к ограничению доступа в торгах;
- установлении критериев квалификационного отбора, создающих участнику отбора - ООО "Фрэш" преимущественных условий участия в торгах,
а именно:
- прекратить совмещение функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления - департамента образования Администрации г. Перми;
- прекратить расходование средств из бюджета г. Перми без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Рассмотреть вопрос об обращении в Арбитражный суд Пермского края с иском о нарушении антимонопольного законодательства.
6. Направить копию настоящего решения в Прокуратуру Пермского края, Главе г. Перми, Главе Администрации г. Перми, Контрольно-счетную палату г. Перми.
7. Передать материалы настоящего дела в ОРЧ ЭБ и ПК N3 Главного управления МВД России по Пермскому краю.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N517-11-а
16 сентября 2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 16.09.2011 г. по делу N517-11-а о нарушении Департаментом образовании Администрации г. Перми (614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 17) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми (614045, г. Пермь, ул. Луначарского, 42) ч. 1, 3 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми в срок до 15 ноября 2011 г. прекратить нарушение:
1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке поставки и внедрения программного обеспечения для электронной системы учета услуг дополнительного образования детей в границах г. Перми путем расходования средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь и соответственно без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах, в также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
2) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми при расходовании средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь в рамках дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г.
3) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в:
- необоснованно сокращенном сроке размещения извещения о проведении квалификационного отбора в нарушение требований ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, что привело к ограничению доступа в торгах;
- установлении критериев квалификационного отбора, создающих участнику отбора - ООО "Фрэш" преимущественных условий участия в торгах,
а именно:
- прекратить совмещение функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления - департамента образования Администрации г. Перми;
- прекратить расходование средств из бюджета г. Перми без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N517-11-а
16 сентября 2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 16.09.2011 г. по делу N517-11-а о нарушении Департаментом образовании Администрации г. Перми (614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 17) ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых "Информационно-аналитический центр" г. Перми (614045, г. Пермь, ул. Луначарского, 42) ч. 1, 3 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Департаменту образовании Администрации г. Перми в срок до 15 ноября 2011 г. прекратить нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном наделении хозяйствующего субъекта - МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми функциями органа местного самоуправления - департамента образовании Администрации г. Перми путем заключения дополнительного соглашения к муниципальному заданию от 01.11.2010 г., позволившему МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми осуществлять расходование средств из бюджета г. Перми на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования г. Пермь без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
а именно:
принять меры по обеспечению конкуренции, в том числе путем:
- отмены муниципального задания МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов, в части дополнительного соглашения от 01.11.2010 г.,
- проведения торгов департаментом образования Администрации г. Перми в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при необходимости выполнения муниципальных нужд муниципального образования г. Пермь не для конкретных получателей муниципальных услуг;
- приведения устава МАУДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми в соответствие с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" с учетом нарушений, установленных в решении по настоящему делу.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 16 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016