Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 913/02 (опубликовано 4 марта 2016 г.)
На основании вышеизложенного, Общество просит провести антимонопольное расследование по указанным фактам и привлечь к ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Администрацией по запросу Управления представлены пояснения (вх. от 19.01.2016 N230), из которых следует, что Администрация района выполняет функции учредителя Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Окуловского городского поселения (далее - МУП, Предприятие). В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях) имущество Предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Окуловское городское поселение, от имени которого согласно Уставу Окуловского городского поселения и статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) уполномочена действовать Администрация района.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о предприятиях Предприятие создано учредителем в целях необходимости решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Статьей 20 Закона о предприятиях установлены права собственника имущества унитарного предприятия, среди которых определены следующие:
1. дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
2. дает согласие в случаях, предусмотренных Законом о предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
3. осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
4. имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания Закона о предприятиях, собственник имущества обязан участвовать в решении наиболее существенных вопросов, затрагивающих имущественную и финансовую сферу унитарного предприятия и должен прогнозировать деятельность предприятия и ее результаты.
Данная позиция об участии учредителя и собственника имущества предприятия в деятельности предприятия подтверждается также нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения муниципального района на территориях сельских поселений района (пункт 4 части 1, часть 4 статьи 14).
Причинно-следственная связь между выявлением нарушений в деятельности прежнего руководителя Предприятия Теваняна Э.М., необходимостью оздоровления финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и направлением Администрацией письма от 01.10.2015 N3989/1 заключается в следующем.
Занимая должность директора МУП, <Т_> одновременно являлся одним из учредителей ООО "Водоснабжение" и ООО "Водоотведение" (далее - Общество, Общества при совместном упоминании). Таким образом, <Т_> фактически осуществлял руководство тремя организациями в одной сфере деятельности на территории Окуловского района. Данное положение давало <Т_> возможность, предпринимать меры, направленные на совершение сделок, направленных на уменьшение имущества Предприятия и приобретение того же имущества Обществами. При этом, совершение сделок в отношении имущества МУП, в том числе по его отчуждению, расторжению договоров аренды, исключению из состава арендованного имущества отдельных объектов водосетевого хозяйства, происходило без необходимого согласования таких действий с учредителем МУП, то есть Администрацией.
В период с 01.10.2015 по 31.12.2015 водоснабжение на территории Окуловского городского поселения осуществлял Общество с ограниченной ответственностью "Водоснабжение", водоотведение на территории Окуловского городского поселения осуществляло Общество с ограниченной ответственностью "Водоотведение".
В указанный период водоснабжение и водоотведение на территории Окуловского муниципального района, за исключением Окуловского городского поселения, осуществляло Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" Окуловского городского поселения.
В таких условиях деятельность МУП "Водоканал" Окуловского городского поселения, являющегося гарантирующей организацией на территории Окуловского муниципального района, за исключением Окуловского городского поселения была поставлена под угрозу, Предприятию мог быть причинен ущерб, последствия которого отразились бы на жизнеобеспечении населения района.
Согласно статье 23 Закона о предприятиях крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Администрация предполагала возможность совершения бывшим руководством Предприятия сделок, направленных на неправомерный вывод имущества водосетевого хозяйства из состава арендуемого Предприятием имущества, без уведомления и тем более без согласования данных вопросов с учредителем Предприятия.
С учетом сложившейся ситуации и реального риска незаконного изъятия имущества из МУП, Администрацией были предприняты определенные меры, направленные на предотвращение невозможности обеспечения населения района услугами водоснабжения и водоотведения.
Фактически к сентябрю 2015 года деятельность Предприятия была парализована, счета арестованы, эффективной финансово-хозяйственной деятельности Предприятие вести не могло, что подтверждено заключением независимой аудиторской проверки о наличии признаков банкротства Предприятия, долги которого превысили 25 млн. руб.
Руководствуясь положениями Закона о предприятиях, в целях сохранности имущества водосетевого хозяйства, арендованного Предприятием у ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис", которое используется для осуществления функций гарантирующего поставщика в сферах водоснабжения и водоотведения, Администрация направила в ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" письмо о приостановлении соответствующих сделок. Указанное письмо не содержало указаний, поручений либо иных действий распорядительного характера Администрации как органа местного самоуправления, полномочного издавать нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обязательные для исполнения. Содержание письма не связано с оказанием давления в целях принятия каких-либо решений ГОУП "Новжилкомунсервис".
Распорядительных, а также нормативных актов Администрацией района по рассматриваемому вопросу не принималось.
В данном случае Администрация выразила свое мнение, выступая в качестве учредителя и собственника имущества Предприятия с целью предотвратить возможные негативные последствия неправомерного изъятия арендованного Предприятием имущества. Изъятие имущества водосетевого хозяйства могло повлечь прекращение деятельности Предприятия как гарантирующего поставщика.
Администрация не имела намерений к осуществлению действий, которые привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, возникновению у Предприятия каких-либо незаконных конкурентных преимуществ. Администрация района при направлении письма не ставила вопроса об имуществе, находящемся в ведении гарантирующих организаций Обществ с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" и "Водоотведение", речь в письме велась исключительно об имуществе Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Окуловского городского поселения. Действуя как учредитель данного муниципального предприятия, обладавшего статусом гарантирующей организации наряду с Обществами, Администрация района преследовала единственную цель при направлении письма в ГОУП - не допустить неправомерного уменьшения имущества муниципального предприятия, вследствие чего данное предприятие не смогло бы оказывать услуги населению района надлежащего качества, будучи гарантирующим поставщиком.
Администрация полагает, что необоснованного препятствования осуществлению деятельности Обществам Администрация не создавала, так как не устанавливала никаких требований, не предусмотренных законодательством, к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Важно отметить, что большая часть имущества, которым располагал МУП для выполнения задач и обязательств гарантирующего поставщика, являлось имуществом, арендованным у ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис".
Также необходимо учесть, что арендованное имущество водосетевого хозяйства, является по сути единым сложным комплексом, изъятие части из которого может негативно отразиться на использовании комплекса в целом.
Из анализа договоров аренды, заключенных ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис", усматривается, что все изменения состава арендуемого имущества происходят путем заключения дополнительных соглашений к основным договорам. Инициатором дополнительных соглашений могла быть любая из сторон.
В таких условиях дополнительные соглашения к договорам аренды по исключению даже отдельных объектов водосетевого хозяйства могли причинить МУП существенный ущерб, привести к невозможности осуществлять деятельность гарантирующего поставщика.
Отношения между Обществами и МУП не были должным образом оформлены, персонал (как управленческий, так и рабочий) двух Обществ располагался в помещениях МУП без заключения соответствующих договоров. Таким образом, имелись признаки того, что Общества вели свою деятельность частично за счет Предприятия.
Администрация полагает, что ее действия, выразившиеся в направлении в адрес конкурсного управляющего ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" письма с просьбой о приостановлении совершения любых сделок с объектами водосетевого хозяйства и иным связанным с ним имуществом, находящимся на территории Окуловского муниципального района, в частности их передачу в аренду ООО "Водоснабжение" и ООО "Водоотведение", Администрация района считает правомерными.
Письма, аналогичные письму от 01.10.2015 N3989/1 Администрацией иным хозяйствующим субъектам не направлялись. Уведомления в адрес Обществ с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" и "Водоотведение" о наделении Муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района "Окуловский водоканал" статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Окуловского муниципального района с 01.01.2016 направлены 11.12.2015.
ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" по запросу Управления представлены пояснения (вх. от 01.03.2016 N1158), из которых следует, что в период действия договора N10/2015 ООО "Водоснабжение" неоднократно просило внести изменения в перечень арендуемого имущества. В связи с этим и был подготовлен проект дополнительного соглашения N1 от 24.09.2015 к договору аренды N10/2015.
В настоящее время договор аренды имущества N 10/2015 от 01.07.2015, заключенный между ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" и ООО "Водоснабжение" расторгнут с 01.01.2016. Основанием для расторжения договора явилось существенное нарушение ООО "Водоснабжение" условий договора аренды N10/2015 от 01.07.2015, а именно отсутствие внесения арендной платы более двух месяцев подряд.
В результате проведенного антимонопольного расследования Управлением сделаны следующие выводы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Следовательно, принимаемые органами местного самоуправления акты, а также совершаемые ими действия, должны быть направлены, помимо прочего, на реализацию целей Закона о защите конкуренции и соответствовать положениям Закона о защите конкуренции.
Администрация Окуловского муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления, соответственно должна совершать действия по добросовестному исполнению и соблюдению действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. от 29.12.2015) органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии со статьей 70 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
В целях осуществления контроля Администрацией было инициировано проведение независимой аудиторской проверки эффективности деятельности Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Окуловского городского поселения, директором которого являлся Теванян Э.М. одновременно являющимся одним из учредителей ООО "Водоснабжение".
Независимая аудиторская проверка выявила наличие признаков банкротства Предприятия, долги которого превысили 25 млн.руб.
Кроме того, по представленным сведениям ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис" у ООО "Водоснабжение" имелась просрочка по арендной плате.
Таким образом, действия Администрации были направленны на предотвращение невозможности обеспечения населения района услугами водоснабжения и водоотведения не преследовали целей причинения вреда ООО "Водоснабжение" и создания выгод для себя или других лиц, не выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав.
При вышеуказанных обстоятельствах Администрацией все правовые нормы, установленные действующим законодательством как учредителем Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Окуловского городского поселения были соблюдены и соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в рассматриваемых действиях (бездействии) Администрации Окуловского муниципального района не содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 и пункта 5 части 1 указанной статьи.
На основании изложенного руководствуясь пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "Водоснабжение" отказать в связи с отсутствием" в действиях Администрации Окуловского муниципального района признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции.
Врио руководителя Управления Г.Н. Пашкова
Паньков
(816) 73 88 54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 913/02 (опубликовано 4 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016