Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2016
Полный текст решения изготовлен 02.03.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 422/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Тарасова С.П. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
рассмотрев дело N 422/2015 по признакам нарушения МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" (354000, г. Сочи, ул. Юных Ленинцев, 23) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "Домо Управление-8" (далее - Заявитель) на действия МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - Ответчик), выразившиеся в необоснованном взимании платы за проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном.
За период 2014-2015 г. МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" осуществило проверку готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии следующих многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Домо Управление-8": г. Сочи, ул. Вишневая, 16; ул. Вишневая, 31; ул. Абрикосовая, 23А, ул. Пластуновская, 179 А; ул. Пластуновская, 183; ул. Труда, 10; ул. Труда, 18 (далее - Объекты).
По результатам проверки составлены соответствующие Акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
28.05.2015 МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" направило в адрес ООО "Домо Управление-8" уведомление N 02-2868/28 о задолженности за оказанные услуги по проверке готовности узла учета тепловой энергии в размере - 20 347,98 руб.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении"), количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с п. 73 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Постановление N 1034) перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы (п. 18 Постановления N 1034).
Из положения приведенных норм следует, что оказать услугу по проверке готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации обязана энергоснабжающая организация, которая оказывает потребителю услуги по передаче тепловой энергии; проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, охватывается единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче тепловой энергии.
С учетом вышеизложенного МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг производства, сбыта тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в пределах присоединенных и эксплуатируемых сетях в границах МО г-к. Сочи, с долей 100 %.
С учетом вышеизложенного в действиях МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 11.11.2015 N 601 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" возбуждено дело N 422/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 422/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.11.2015 N 22425/6, назначена дата рассмотрения дела - 01.02.2016.
01.02.2016 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, представитель МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" <_> (доверенность от <_>); надлежаще уведомленная РЭК-ДЦиТ КК отсутствовала, ООО "Домо Управление-8" отсутствовало в виду ненадлежащего уведомления.
01.02.2016 в связи с отсутствие надлежащего уведомления ООО "Домо Управление-8", Комиссией вынесено определение об отложение рассмотрения дела на 24.02.2016.
24.02.2016 на заседании Комиссии присутствовали члены Комиссии. Заявитель, ответчик и заинтересованное лицо не явились, уведомлены надлежащим образом.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 442/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
ООО "Домо Управление-8" является управляющей организацией жилых домов, расположенных по адресу: г. Сочи, ул. Вишневая, 16; ул. Вишневая, 31; ул. Абрикосовая, 23А, ул. Пластуновская, 179 А; ул. Пластуновская, 183; ул. Труда, 10; ул. Труда, 18 (далее - Объекты).
21.10.2014 ООО "Домо Управление-8" обратилось в адрес МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" с заявлением о необходимости проведения проверки готовности узла учета тепловой энергии к отопительному сезону 2014-2015 г. на вышеуказанных Объектах.
МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" осуществило проверку готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии на Объектах, о чем составлены соответствующие Акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (Акты имеются в материалах дела).
28.05.2015 МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" направило в адрес ООО "Домо Управление-8" уведомление N 02-2868/28 о задолженности за оказанные услуги по проверке готовности узла учета тепловой энергии в размере - 20 347,98 руб.
В свою очередь, ООО "Домо Управление-8" письмом от 30.06.2015 N 280 сообщило о несогласии с задолженностью за услуги по проверке готовности узла учета тепловой энергии в размере - 20 347,98 руб.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении"), количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с п. 73 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Постановление N 1034) перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы (п. 18 Постановления N 1034).
РЭК-ДЦиТ КК, привлеченное к рассмотрению дела N 422/2015 в качестве заинтересованного лица, письмом от 27.01.2016 N 57-398/16-06 (вх. в Управление от 28.01.2016 N 972) пояснило следующее.
Утвержденный Постановлением N 1034 порядок ввода узла учета в эксплуатацию предполагает создание комиссии с участием представителя теплоснабжающей организации, проверку необходимой документации, а также соответствие фактически установленного оборудования и трубопроводов узла учета, данным, указанным в проекте. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета, узел учета пломбируется.
В составе комиссии принимает участие представитель теплоснабжающей организации из состава ИТР предприятия.
В тарифах на тепловую энергию 2014-2015 гг. принят фонд оплаты труда с учетом Штатного расписания работников МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго", в том числе работников всех инженерно технических служб, в обязанности которых и входит выполнение данных видов работ, при этом, также включены затраты, необходимые для выполнения этих работ (транспортные расходы, зарплата и отчисления на зарплату водителя и др.).
Кроме того, Комиссией Краснодарского УФАС России по делу N 42/2015 установлено, что согласно разделу 2.2.5 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12.10.1999 N 74 (далее - Рекомендации), в перечень работ, выполняемых инженерами и техниками, включено осуществление технической приемки вновь вводимых объектов, а также при подготовке к новому отопительному сезону.
С учетом вышеизложенного, ООО "Домо Управление-8" оплачивает стоимость работ по проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном через оплату полученной ими тепловой энергии по утвержденным уполномоченным органом тарифам.
В ходе рассмотрения дела N 422/2015 со стороны МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" представлено письмо от 18.01.2016 N 02-0147/16, полученное ООО "Домо Управление-8" 19.01.2016, в котором сообщено об аннулировании ошибочно выставленных счетов на оплату: от 19.12.2012 N 1883 на сумму 20 347,98 руб., от 24.10.2014 N 1467 на сумму 23 739,31 руб., от 21.07.2015 N 1091 на сумму 6 782,66 руб.
В свою очередь, ООО "Домо Управление-8" письмом от 19.02.2016 N 45 (вх. в Управление от 19.02.2016 N 957, 112) сообщило, что оплата счетов от 19.12.2012 N 1883, от 24.10.2014 N 1467, от 21.07.2015 N 1091 не производилась. Разногласия, возникшие по вопросу выставленных МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" счетов за поверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном, урегулированы.
Согласно пункту 4 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, при установлении факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать наличие или угрозу наступления соответствующих последствий, в том числе приводящих к ущемлению интересов заявителя.
В ходе рассмотрения дела N 422/2015 сторонами не представлены пояснения и документы, свидетельствующие об ущемлении интересов ООО "Домо Управление-8" путем наступления негативных последствий в результате действий МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" по выставлению к оплате счетов за поверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном.
При совокупности указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" нарушения антимонопольного законодательства, результатом которых является ущемление интересов ООО "Домо Управление-8".
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 422/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго".
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии С.П. Тарасова
Жидко Е.В.
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 марта 2016 г. N 422/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016