Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 1 марта 2016 г. N 812/03
Резолютивная часть оглашена 25.02.2016
В полном объеме изготовлено 01.03.2016 Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- организатора запроса предложений - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова" - директора Белкановой Светланы Викторовны, заместителя директора Кирилловой Елены Ивановны, Николаева Алексея Владимировича (доверенность N 3 от 09.02.2016) и Кожевниковой Ксении Викторовны (доверенность N 2 от 09.02.2016),
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Велес" - Семина Андрея Юрьевича (доверенность N б/н от 16.02.2016) и Фоновой Натальи Федоровны (доверенность N б/н от 16.02.2016);
участника закупки (победителя) - Общества с ограниченной ответственностью Рубикон (далее - ООО "Рубикон") - генерального директора Пашкова Александра Владимировича,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Велес" (юр. адрес: 173525, Новгородская обл., Новгородский район, д. Чечулино, д. 14, кв. 33; фактический адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Сенная, д. 4; далее - ООО "Велес") на действия заказчика (организатора запроса предложений в электронной форме) - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова" (173023, Великий Новгород, ул. Коровникова, д. 9, корп. 1; далее - МАОУ "СОШ N 33") при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на ремонт и восстановление ограждения, извещение N 31603261519 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.01.2016, установила:
05.02.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба ООО "Велес" на действия заказчика (организатора запроса предложений в электронной форме) - МАОУ "СОШ N 33" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на ремонт и восстановление ограждения, извещение N 31603261519 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.01.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
1. Подпунктом 2.8 раздела 16 Информационной карты документации о проведении запроса предложении заказчиком установлено следующее требование: "наличие справки из трудовой инспекции об отсутствии несчастных случаев на объектах, где выполнялись работы участником в период с 01.01 2013 г. по 31.12.2015 г.".
По мнению ООО "Велес" данное требование ограничивает допуск организаций к участию в закупке.
Получение данной справки не представляется возможным по причине сокращенного срока предоставления заявок (с 01.02.2016 по 08.02.2016), в то время как трудовая инспекция предоставляет данные справки по запросам организации в срок не менее 10 дней.
2. Документацией о проведении запроса предложений установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в запросе предложении установлены требования к формулировкам при описании показателей, используемых при выполнении работ, в частности: "конкретные показатели должны быть сформулированы чётко, точно и подробно по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в том числе единиц измерения (при наличии) в соответствии с требованиями Заказчика к значениям характеристик товаров, используемых для выполнения работ". Также указано, что "товар должен соответствовать ГОСТ, то конкретные показатели предложенного участником товара должны соответствовать и ГОСТ, и заданным значениям характеристик товара согласно техническому заданию. В частности, материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать следующим ГОСТам: ГОСТ 13663-86, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8645-68".
В приложении N 3 к Техническому заданию "Требования к материалам" установлены требования к показателям товаров по позициям NN 1 и 2 "Труба стальная", не соответствующие показателям, установленным ГОСТами, указанными в документации о проведении запроса предложений.
Таким образом, участники закупки не могут указать в своих заявках на участие в закупке показатели, соответствующие заявленным заказчиком ГОСТам, поскольку они не будут соответствовать требования документации о проведении запроса предложений.
На рассмотрении Жалобы представители ООО "Велес" поддержали ее доводы в полном объеме.
Заказчик - МАОУ "СОШ N 33" - считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. N 728 от 11.02.2016 Новгородского УФАС России) дополнений к ним (исх. N б/н от 24.02.2016 МАОУ "СОШ N 33").
1. В соответствии с предметом запроса предложений при выполнении работ будут проводиться сварочные работы. Справка из трудовой инспекции об отсутствии несчастных случаев на объектах, где выполнялись работы участником в период с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г. необходима для подтверждения квалификации участников закупки.
Также заказчик - МАОУ "СОШ N 33" в письменных возражениях указывает, что оба участников закупки (в том числе ООО "Велес") представили вышеуказанную справку. В случае, если участник закупки не успевает получить данную справку по причине длительности сроков её предоставления, то участнику закупки будет достаточно представить письмо в свободной форме, в котором будет содержаться информация о том, что запрос на получение данной справки был направлен в трудовую инспекцию и что он не может предоставить ответ в связи со сроками предоставления ответов на запросы.
2. В соответствии с приложением N 3 к Техническому заданию "Требования к материалам" заказчиком установлены требования к характеристикам товара.
При этом, требования, установленные ГОСТами, указанными в документации о проведении запроса предложений, входят в установленные заказчиком границы по позициям NN 1 и 2 "Труба стальная". Если участники закупки будут предлагать к использованию при выполнении работ трубы стальные, соответствующие требованиям ГОСТ, то им необходимо будет указать конкретные характеристики данных труб соответствующие требованиям ГОСТ и приложения N 3 к Техническому заданию.
В соответствии с пунктом 1 Примечаний к таблице ГОСТов 8639-82 и 8645-68 масса труб вычислена при плотности стали 7, 85 г/см. Если заказчик укажет конкретные технические характеристики стальных труб в соответствии с требованиями ГОСТов, то будут ограничены права участников, предлагающих к использованию при выполнений работ стальные трубы иной плотности.
Характеристики, не регламентированные ГОСТами, сопровождаются словами "не более", следовательно, участники закупки могут указать значение равное нулю или прописать в своей заявке, что данная характеристика не нормируется ГОСТом.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика - МАОУ "СОШ N 33" поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия проходит к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком - МАОУ "СОШ N 33" в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - МАОУ "СОШ N 33" разработано и утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МАОУ "СОШ N 33" (редакция от 21.12.2015) (далее - Положение о закупках).
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с разделом 5 главы 4 Положения о закупках предусмотрен способ закупки - запрос предложений.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 главы 4 Положения о закупках запрос предложений может проводиться в электронной форме.
29.01.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru заказчиком - МАОУ "СОШ N 33" было размещено извещение N 31603261519 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на ремонт и восстановление ограждения (начальная (максимальная) цена контракта - 1 140 000,00 рублей).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 главы 10 Положения о закупках извещение и документация о запросе предложений должны содержать сведения в соответствии с разделом 2 главы 6 настоящего положения о закупках.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1 раздела 2 главы 6 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2.2 раздела 2 главы 10 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений размещается в единой информационной системе не менее чем за 5 (пять) дней до даты окончания приема предложений.
Извещение о проведении рассматриваемого запроса предложений было размещено заказчиком - МАОУ "СОШ N 33" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.01.2016.
Согласно пункту 17 документации о проведении запроса предложений дата и время начала срока подачи заявок на участие в запросе предложений - с 01 февраля 2016 года в 11 часов 00 минут, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений - до 08 февраля 2016 года в 11 часов 00 минут.
Подпунктом 2.8 раздела 16 Информационной карты документации о проведении запроса предложении установлено следующее требование к содержанию заявок участников закупки: наличие "справки из трудовой инспекции об отсутствии несчастных случаев на объектах, где выполнялись работы участником в период с 01.01 2013 г. по 31.12.2015 г.".
Согласно письму Государственной инспекций труда в Новгородской области (вх. N 1035 от 25.02.2015 Новгородского УФАС России), представленному в ответ на запрос Новгородского УФАС России (исх. N 619 от 18.02.2016 Новгородского УФАС России) порядок и срок выдачи данной справки регламентирован "Государственной системой документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения" (одобрена коллегией Главархива СССР от 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 23.05.1988 N 33).
Приложением 10 "Перечень типовых сроков исполнения документов" Государственной системы документационного обеспечения управления установлены следующие сроки выдачи справок: письма предприятий (объединений), учреждений, организаций - 10 дней.
При этом, извещение о проведении вышеуказанного запроса предложении было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.01.2016. Срок окончания подачи заявок - до 08 февраля 2016 года в 11 часов 00 минут.
Таким образом, срок с момента опубликования извещения о проведении запроса предложении и до окончания подачи заявок на участие в закупке составляет 9 дней, при этом срок подачи заявок на участие в закупке составляет 6 полных дней, из которых два дня выходные.
Учитывая, что в данном случае о проведении запроса предложений было объявлено за 9 дней до даты окончания подачи заявок, а на подачу заявок отведено всего 4 полных рабочих дня, своевременное получение и представление в составе заявок на участие в закупке указанной справки представляет существенные трудности для любого потенциального участника закупки, который узнал о её проведении из размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru извещения.
Согласно пункту 6.7 раздела 6 главы 10 Положения о закупках комиссия по проведению закупок отклоняет заявку на участие в запросе предложений, если участник, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику запроса предложений, указанным в документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в документации.
Согласно подпункту 15.1 раздела 15 Информационной карты документации о проведении запроса предложений комиссия отстраняет (имеет право отстранить) Участника от участия в закупочной процедуре на любом этапе ее проведения вплоть до момента заключения договора в случаях предусмотренных документацией и в следующих случаях:
- в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
- в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке;
- в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;
- в случае, несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (максимальную) цену договора.
- в случае, если Заказчик (Комиссия) обнаружит, что участник представил в составе своей заявки недостоверную информацию, в том числе в отношении его квалификационных данных.
Непредставление в составе заявки на участие в запросе предложений справки из трудовой инспекции об отсутствии несчастных случаев на объектах, где выполнялись работы участником в период с 01.01 2013 г. по 31.12.2015 г. является основанием для отказа в допуске подателя данной заявки к участию в закупке.
Учитывая вышеизложенное, с учетом сроков размещения извещения о проведении запроса предложении и подачи заявок на участие в закупке, потенциальные участники закупки были ограничены в сроках получения необходимых документов, не предоставление которых является основанием для отклонения заявки на участие в данном запросе предложении.
Довод представителей заказчика о том, что в случае, если участник закупки не успевает получить данную справку по причине длительности сроков её предоставления, то участнику закупки будет достаточно будет представить письмо в свободной форме, в котором будет содержаться информация о том, что запрос на получение данной справки был направлен в трудовую инспекцию и что он не может предоставить ответ в связи со сроками предоставления ответов на запросы, является несостоятельным исходя из следующего.
Законом о закупках, Положением о закупках, а также документацией о проведении вышеуказанного запроса предложении не установлено, что предоставление участниками закупки информации о направлении ими запроса на получение каких-либо документов (в том числе справок), требуемых к представлению с составе заявки, является надлежащим исполнением обязанности по их предоставлению и не будет рассматриваться в качестве основания отклонения заявки.
К полномочиям комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложении отнесены проверка заявок участников на соответствие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений и принятие решений о допуске или об отказе в допуске к участию в запросе предложений.
Предоставление участником закупки информации о том, что им был направлен запрос на получение какого-либо документа и данный документ будет представлен позднее, должно расцениваться комиссией как не предоставление необходимых в соответствии с документацией о закупке документов.
Кроме того, наличие такого запроса не свидетельствует о том, что данный документ имеется или обязательно будет получен в будущем, поскольку участнику закупки также может быть дан отрицательный ответ в получении соответствующей справки и комиссия в таком случае допустит к участию в закупке участника, не соответствующего требованиям, установленным заказчиком.
Учитывая изложенное, в действиях заказчика - МАОУ "СОШ N 33" содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта "б"" пункта 2.1 раздела 2 главы 6, пункта 2.2 раздела 2 главы 10, пункта 3.1 раздела 3 главы 10 Положения о закупках, выразившиеся в установлении в документации о закупке требования о предоставлении документа, срок получения которого превышает установленный заказчиком срок подачи заявок на участие в запросе предложений.
Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
2. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2.1 раздела 2 главы 6 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения: установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика и требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно Инструкции по заполнению заявки (раздел N 1 документации о проведении запроса предложений) если указано, что товар должен соответствовать ГОСТ, то конкретные показатели предложенного участником товара должны соответствовать и ГОСТ, и заданным значениям характеристик товара согласно техническому заданию. В частности, материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать следующим ГОСТам: ГОСТ 13663-86, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8645-68. Товары должны соответствовать требованиям действующих строительных норм, правил и иных нормативных документов, соответствующих предмету закупки.
Требованиям к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N 3 к Техническому заданию "Требования к материалам" документации о проведении запроса предложений (далее - приложение N 3 к Техническому заданию).
Согласно доводам Жалобы, требования к показателям товаров по позициям NN 1 и 2 "Труба стальная" не соответствуют показателям, установленным ГОСТами, указанными в документации о проведении запроса предложений, или установленные требования не регулируются ГОСТами.
Между тем, Комиссией Новгородского УФАС России установлено, что требования к характеристикам труб стальных, указанные в Жалобе и установленные ГОСТами 8639-82 "Трубы стальные квадратные" и 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные", отвечают допустимым значениям, установленным заказчиком в приложении N 3 к Техническому заданию по позициям NN 1 и 2.
В отношении оспариваемых в Жалобе характеристик участники закупки могли предложить при выполнении работ товары, полностью отвечающие требованиям вышеуказанных ГОСТов и их заявка при этом соответствовала бы требованиям, установленным в приложении N 3 к Техническому заданию.
Таким образом, доводы ООО "Велес" о том, что участники закупки не могут предложить к использованию при выполнении работ товары в соответствии с указанными в Жалобе требованиями заказчика, не находит своего подтверждения.
Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
При рассмотрении Жалобы комиссией Новгородского УФАС Россией также установлено следующее.
1. Как было указано выше, требованиям к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N 3 к Техническому заданию.
По позициям NN 1-3 "Труба стальная" установлены следующие требования к материалу изготовления: углеродистая или легированная сталь. При этом, к показателю марка стали установлено следующее значение: ст1-3сп/пс.
Согласно пункту 1.4 ГОСТа 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования" трубы изготовляют:
- из углеродистой стали марок Ст1сп, Ст1пс, Ст1кп, Ст2сп, Ст2пс, Ст2кп, Ст3сп, Ст3пс, Ст3кп, Ст4сп, Ст4пс, Ст4кп по ГОСТ 380, марок 08, 08пс, 08кп, 10, 10пс, 10кп, 15, 15пс, 15кп, 20, 20пс, 20кп, 35, 45 по ГОСТ 1050, марки 08Ю по ГОСТ 9045;
- из легированной стали марок 09Г2, 09Г2С, 10ХСНД по ГОСТ 19281, марок 10Г2 и 30ХГСА по ГОСТ 4543.
Фактически участники закупки в своих заявках на участие в запросе предложений могут предложить к использованию при выполнении работ трубы только из углеродистой стали.
При этом к товару "Труба стальная" по позициям NN 1-3 приложения N 3 к Техническому заданию установлены ряд характеристик ("равномерное удлинение", "ударная вязкость при температуре - 60°C", "испытание на изгиб в холодном состоянии"), которые, действующими государственными стандартами не устанавливаются для марок углеродистой стали.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в отношении вышеуказанных товаров (материалов), используемых при выполнении работ, во-первых противоречат друг другу, во-вторых основаны на использовании, в том числе, нестандартных и излишних характеристик, что создает угрозу введения в заблуждение участников закупки при оформлении ими своих заявок, и членов закупочной комиссии заказчика - при их рассмотрении на предмет соответствия положениям документации о проведении запроса предложений.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ "СОШ N 33" содержатся нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпунктов "а" и "в" пункта 2.1 раздела 2 главы 6 Положения о закупках, выразившиеся в необъективном описании значений показателей товаров, используемых при выполнении работ, и в установлении избыточных требований к таким товарам.
2. Подпунктом 2.12 раздела 16 Информационной карты документации о проведении запроса предложений к содержанию заявок участников закупки установлено требование о предоставлении "справки об отсутствие у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой не должен превышать двадцать пять процентов балансовой стоимости активов и бухгалтерскую отчетность за последний завершенный отчетный период (предоставить справку из налоговой, которая получена не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого запроса предложений и копии бухгалтерской отчетности за последний отчетный период)".
Извещение о проведении данного запроса предложений было размещено в единой информационной системе 29.01.2016.
Согласно пункту 163 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
О проведении рассматриваемого запроса предложений было объявлено за 9 дней до даты окончания подачи заявок (08.02.2016).
В данном случае заказчик - МАОУ "СОШ N 33" установил срок подачи заявок на участие в запросе предложений, составляющий 4 полных рабочих дня (с 01.02.2016 по 08.02.2016).
Таким образом, выбранный заказчиком день объявления о проведении закупки и установленный в документации о проведении запроса предложений срок подачи заявок на участие в закупке не соответствует установленному действующими нормативными правовыми актами сроку получения документа (справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов), который должен быть представлен в составе заявок участников закупки.
Причем непредставление в составе заявки на участие в аукционе такой справки является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.
Своевременное получение и представление в составе заявок на участие в закупке указанной справки представляет существенные трудности для любого потенциального участника закупки, который узнал о её проведении из размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru извещения. Причем, учитывая установленный Административным регламентом срок получения такой справки (10 рабочих дней), ее непредставление в составе заявки может произойти по независящим от участника закупки обстоятельствам, даже если все меры для получения данного документа участником закупки были приняты.
Заказчик - МАОУ "СОШ N 33" при установлении срока подачи заявок на участие в запросе предложений должен был учесть вышеуказанные сроки подготовки требуемого в составе заявки документа, установленные действующими нормативными правовыми актами.
Установление необоснованно короткого периода времени для подачи заявок на участие в запросе предложений, представляет собой существенные нарушения прав и законных интересов их участников, создает значительные препятствия для своевременной подготовки и подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, в действиях заказчика - МАОУ "СОШ N 33" содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта "б"" пункта 2.1 раздела 2 главы 6, пункта 2.2 раздела 2 главы 10, пункта 3.1 раздела 3 главы 10 Положения о закупках, выразившееся в установлении в документации о закупке требования о предоставлении документа, срок получения которого превышает установленный заказчиком срок подачи заявок на участие в запросе предложений.
3. Согласно пункту 2.1 раздела 2 главы 10 Положения о закупках в запросе предложений может принять участие любое лицо, своевременно подавшее надлежащим образом оформленное предложение по предмету запроса предложений и документы согласно размещенным в единой информационной системе извещению и документации о проведении открытого запроса предложений.
Таким образом, участником рассматриваемой закупки могут быть как юридические лица, так и физические лица (в том числе - индивидуальные предприниматели).
Подпунктом 2.12 раздела 16 Информационной карты документации о проведении запроса предложений установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в данной закупке копии бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Согласно пунктам 84, 85 раздела IV Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Таким образом, содержащееся в подпункте 2.12 раздела 16 Информационной карты документации о проведении запроса предложений требование о предоставлении в обязательном порядке бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период не позволяет отдельным категориям хозяйствующих субъектов, в частности индивидуальным предпринимателям принимать участие в нем, так как в силу действующего законодательства они освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, в действиях заказчика - МАОУ "СОШ N 33" содержатся нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении необоснованных ограничений участия в закупке, непредусмотренных Положением о закупках и Законом о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Установленные в действиях заказчика нарушения носят существенный характер, повлияли на результаты закупки, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования вышеуказанной закупки.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Велес" (юр. адрес: 173525, Новгородская обл., Новгородский район, д. Чечулино, д. 14, кв. 33; фактический адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Сенная, д. 4) на действия заказчика (организатора запроса предложений в электронной форме) - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова" (173023, Великий Новгород, ул. Коровникова, д. 9, корп. 1) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на ремонт и восстановление ограждения, извещение N 31603261519 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.01.2016, частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке требования о предоставлении документа, срок получения которого превышает установленный заказчиком срок подачи заявок на участие в запросе предложений.
2. Признать в действиях заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова" нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпунктов "а", "б", "в" пункта 2.1 раздела 2 главы 6, пункт 2.2 раздела 2 главы 10, пункта 3.1 раздела 3 главы 10 Положения о закупках товаров, работ и услуг" Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова", утвержденного протоколом N 4 наблюдательного совета МАОУ "Школа-комплекс N 33" г. Великий Новгород от 21.12.2015.
3. Выдать заказчику (организатора открытого запроса предложений) - Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова" и его комиссии по проведению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования вышеуказанной закупки.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 33 имени генерала-полковника Ивана Терентьевича Коровникова".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Руднева
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 1 марта 2016 г. N 812/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016