Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 29 февраля 2016 г. N 515/2015
Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2016
Полный текст решения изготовлен 29.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 515/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Тарасова С.П. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 515/2015 по признакам нарушения АО "НЭСК-электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_>(далее - Заявитель) на действия АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявки от 29.07.2015 на технологическое присоединение <_> расположенного по адресу: Краснодарский край, <_> предусмотренного Правилами технологического присоединения N 861.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
<_>в адрес АО "НЭСК-электросети" подана заявка на заключение договора на технологическое присоединение <_> расположенного по адресу: <_>(далее - Объект).
Заявка зарегистрирована 29.07.2015 за N 2714, объем запрошенной мощности составил 15 кВт.
Письмом от 31.07.2015 N 55нс-010/4162 Сетевой организацией в адрес Заявителя направлен ответ, в котором указано, что в случае, если Заявитель является членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, то в соответствии с п. 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Далее - Правила N 861), заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. При условии, если Заявитель осуществляет садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию в соответствии с п. 8(5) Правил N 861, при этом, согласно п.10 з) Правил N 861 к заявке на технологическое присоединение необходимо предоставить копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. На основании вышеизложенного дальнейшая работа по рассмотрению заявки на технологическое присоединение не представляется возможной и будет приостановлена до предоставления соответствующих документов/сведений.
Заявителем в ответ на письмо Сетевой организации от 31.07.2015 N 55нс-010/4162 направлено заявление от 26.08.2015, в котором даны пояснения о том, что заявление было подано на технологическое присоединение индивидуального жилого дома, а не земельного участка для ведения садоводства и представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Письмом от 09.09.2015 N 55нс-010/5077 Сетевой организацией в адрес Заявителя направлен ответ, в котором указано, что необходимо предоставить копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, дальнейшая работа по рассмотрению заявки на технологическое присоединение не представляется возможной и будет приостановлена до предоставления соответствующих документов/сведений.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами N 861.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с п. 15 Правил N 861 Сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, Сетевая организация уведомляет об этом Заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений (абз. 13 п. Правил N 861).
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО Новороссийск, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 28.12.2015 N 718 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N515/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 515/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 11.01.2016 N 112/6), назначена дата рассмотрения дела - 18.02.2016.
18.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО "НЭСК-электросети" - <_>по доверенности от <_> <_> не явилась, уведомлена надлежащим образом.
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства дела
N 515/2015, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что АО "НЭСК-электросети" по результатам рассмотрения заявки <_>от 29.07.2015 N 2714 письмом от 31.07.2015 N 55нс-010/4162 сообщило Заявителю, что в случае, если Заявитель является членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, то в соответствии с п. 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Далее - Правила N 861), заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. При условии, если Заявитель осуществляет садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию в соответствии с п. 8(5) Правил N 861, при этом, согласно п.10 з) Правил N 861 к заявке на технологическое присоединение необходимо предоставить копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. На основании вышеизложенного дальнейшая работа по рассмотрению заявки на технологическое присоединение не представляется возможной и будет приостановлена до предоставления соответствующих документов/сведений.
Согласно п. 8(5) Правил N 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
К заявке на технологическое присоединение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце третьем пункта 8(5) Правил N 861 прилагается копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.
В ходе рассмотрения дела N 515/2015 со стороны Заявителя не представлены документы, свидетельствующие о направлении в адрес Сетевой организации договора об использовании объектов инфраструктуры, либо документы, свидетельствующие о невозможности заключения договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования с с/т "Прибой".
Действия АО "НЭСК-электросети" по приостановлению рассмотрения заявки <_> от 29.07.2015 N 2714 не противоречат порядку технологического присоединения, утвержденному Правилами технологического присоединения N 861.
Изменения статьи 9.21 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ, предусматривающие ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, вступили в силу с 10.01.2016 г.
На основании вышеизложенного, Комиссий Краснодарского УФАС России не установлены основания для передачи материалов дела N515/2015 должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 2-3.4 ст. 41, п.1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 515/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК-электросети".
Не передать материалы дела N 515/2015 должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии С.П. Тарасова
Е.В. Жидко
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 февраля 2016 г. N 515/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016