Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 25 февраля 2016 г. N 729/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "Технологии будущего" (109428, г. Москва, пр-кт. Рязанский, д. 22, корп. 2; далее - ООО "Технологии будущего") заявление о нарушении организатором торгов - Государственным областным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (173015, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 28, корп. 1; далее - ГОАУ "МФЦ") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения запроса ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг по созданию подсистемы "Электронная очередь", извещение N 31502934762 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.11.2015. В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
25.11.2015 в Новгородское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) поступила жалоба (вх. N 10122 Новгородского УФАС России) от ООО "Технологии будущего" на действия организатора торгов - ГОАУ "МФЦ" при проведении им закупки путем проведения запроса ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг по созданию подсистемы "Электронная очередь" (извещение N 31502934762; дата размещения извещения - 09.11.2015) (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев до рассмотрения по существу Жалобу ООО "Технологии будущего", приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной жалобы ООО "Технологии будущего" как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление), а именно статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Из Заявления следует, что, по мнению ООО "Технологии будущего", предмет контракта не соответствует указанному в извещении о проведении запроса ценовых котировок размещенном на официальном сайте 09.11.2015 (далее - Извещение) коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 7244020 "Системы автоматизации учрежденческой деятельности", что затрудняет определение качественных характеристик предмета закупки. Требование заказчика о том, что "система должна обеспечивать взаимодействие с федеральной государственной информационной системой "Единый порта государственных и муниципальных услуг (функций)" является необоснованным. Также неразмещение заказчиком в документации о проведении запроса ценовых котировок информации об обеспечении исполнения договора, является препятствием для подачи участникам заявок на участие в данной закупке.
Организатором торгов - ГОАУ "МФЦ" по запросу Новгородского УФАС России исх. N 6520/03 от 30.11.2015 представлены копии документов и информация по данной закупке (вх. N 10544 от 09.12.2015 Новгородского УФАС России).
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В данном случае имело место проведение торгов в форме открытого запроса котировок с возможностью подачи заявки в бумажной форме заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, автономными учреждениями.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой организатором торгов - ГОАУ "МФЦ" разработано и утверждено решением заседания наблюдательного совета ГОАУ "МФЦ" (протокол N 1 от 14.02.2013) Положение о закупке товаров работ, услуг Государственного областного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Аналогичные требования к содержанию извещения о проведении закупки установлены в пункте 5.2 Положения.
В соответствии с пунктом 2 документации о закупке путем проведения запроса ценовых котировок, утвержденной директором ГОАУ "МФЦ" А.В. Жуковым 09.11.2015 (далее - Документация), предметом рассматриваемого запроса ценовых котировок является оказание услуг по созданию подсистемы "Электронная очередь".
Согласно Извещению в разделе "Информация о товаре, работе, услуге" указаны код по ОКПД - 7244020 "Системы автоматизации учрежденческой деятельности" и код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - 72.60 "Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий".
При этом, законодательство Российской Федерации о закупках осуществляемых отдельными видами юридических лиц не предусматривает обязанности заказчика указывать в извещении об осуществлении закупки коды ОКПД и (или) ОКВЭД относительно предмета закупки. Положение также не содержит вышеуказанной обязанности заказчика.
Согласно пункту 3 Документации объем и характеристики настоящей закупки определены в соответствии Техническим заданием "Технические требования к выполнению работ по поставке и внедрению Единой системы электронной очереди (вторая очередь работ)" (Приложение N 2 к Документации).
Между тем, Приложение N 2 к Документации (далее - Техническое задание) не содержит ссылок на коды ОКПД и (или) ОКВЭД относительно описания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, являющихся объектом рассматриваемой закупки.
Следовательно, в Извещении заказчиком установлены коды по ОКПД и ОКВЭД не противоречащие требованиям Закона о закупках и положениям Документации, кроме того их установление (относительно указания информации об объекте закупки) не препятствует осуществлению закупки и не влияет на характеристики требуемых заказчику товаров.
Доказательств наличия препятствий по поиску и обнаружению информации о рассматриваемой закупке на официальном сайте в связи с указанием в Извещении кодов ОКПД и ОКВЭД также не имеется.
Согласно пункту 2 раздела "Цели выполнения работ по созданию Системы" Технического задания в рамках выполнения работ по поставке и внедрению Единой системы электронной очереди должны быть достигнуты основные цели, в том числе разработка и регистрация в Системе межведомственного электронное взаимодействия (далее - СМЭВ) регионального интерфейса для обеспечения возможности предварительной записи на прием посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с разделом "Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами" Технического задания система должна обеспечивать взаимодействие с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ). Взаимодействие должно осуществляться посредством электронного сервиса, зарегистрированного в СМЭВ в соответствии с форматом регионального интерфейса для обеспечения предварительной записи с ЕПГУ.
Таким образом, установленное заказчиком в Документации требование к интеграции Системы и ЕПГУ обусловлено действительными потребностями заказчика в оптимизации процесса приема и обслуживания потоков посетителей в офисах ГОАУ "МФЦ" в Батецком и Парфинском районах, и не направлено на необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Исходя из содержания пункта 6.1 раздела 6 Положения закупочная документация не включает в себя требование обеспечения исполнения договора.
Таким образом, Закон о закупках и Положение не обязывают заказчика указывать в документации требование о предоставлении подрядчиком обеспечения исполнения договора.
Нарушений прав участников закупки фактом неустановления требования об обеспечении исполнения договора допущено быть не может.
Исходя из вышеизложенного, установленные заказчиком (организатором торгов) - ГОАУ "МФЦ" требования к участникам закупки путем проведения запроса ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг по созданию подсистемы "Электронная очередь" соответствуют действующему законодательству и не ограничивают количество потенциальных участников.
В соответствии с пунктом 17 части 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из имеющихся в Новгородском УФАС России сведений, полученных при рассмотрении Заявления, негативных последствий для конкуренции не выявлено, а заявителем доказательств ограничения конкуренции либо реальной угрозы возникновения таких последствий не представлено.
Установление заказчиком (организатором торгов) - ГОАУ "МФЦ" требования к участникам закупки о взаимодействии подсистемы "Электронная очередь" и ЕПГУ, в данном случае обосновано, соответствует положениям Закона о закупках и не нарушает его принципы, в том числе не нарушают принципы равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, а также не создают преимущественные условия кому-либо из участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "Технологии будущего", отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 25 февраля 2016 г. N 729/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016