Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/788 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2016
Решение изготовлено в полном объеме 25.02.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов:
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" (далее - Заявитель, ГУП РК "КМП" "Керченский рыбный порт") Р. И. Нёрбу (по доверенности),
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - Заказчик) Н. В. Мочаевой (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Промметалл" (далее - Ответчик, ООО "Промметалл") А. А. Прокудина, -
рассмотрев обращение ГУП РК "КМП" "Керченский рыбный порт" о включении информации об ООО "Промметалл" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса цен на поставку трубной продукции, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N1211 (далее - Правила N1211), установила:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя от 04.02.2016 N15-16/169 (вх. N290 от 08.02.2016) о включении информации об ООО "Промметалл" - победителе запроса цен "По выбору организации на поставку труб стальных" (номер извещения 31503070245) (далее - Запрос цен) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением Ответчика от заключения контракта.
Заседание Комиссии по рассмотрению дела N06/106-16-РНП назначено на 18.02.2016 на 12:00. В заседании Комиссии объявлен перерыв до 11:00 19.02.2016 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
На заседании Комиссии представитель Ответчика к материалам дела N06/106-16-РНП приобщил "Заявление о недобросовестных действиях и решениях заказчика" от 16.02.2016 исх. N160216/1, в котором просит "Выдать Филиалу ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" предписание о заключении с победителем закупки товаров - Обществом с ограниченной ответственностью "Промметалл" договор на поставку трубной продукции в соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен N31502678815 от 18.12.2015" (цитата из заявления).
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, представленных Заявителем, Комиссия установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно извещению о закупке N31503070245, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение размещено Заказчиком на официальном сайте - 10.12.2015;
способ определения поставщика - Запрос цен;
начальная (максимальная) цена контракта - 420 000,00 рублей;
дата окончания подачи заявок - 17.12.2015;
на участие в Запросе цен подано 3 заявки;
дата рассмотрения и оценки котировочных заявок - 17.12.2015;
дата подведения итогов - 18.12.2015.
Согласно Протоколу сопоставления и оценки заявок N31503070245-02 от 18.12.2015, размещенному на официальном сайте 21.12.2015, победителем признано ООО "Промметалл" с ценой договора 329 258,12 российских рублей.
В соответствии с документацией по Запросу цен договор с победителем должен быть подписан не позднее 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола результатов закупки, а при уклонении победителя - с участником, предложению которого присвоен второй номер.
Из существа дела следует, что "ООО "Промметалл" в установленный документацией срок договор поставки не подписал, а лишь направил в адрес Заказчика по электронной почте проект договора с существенными условиями, отличающимися от условий проекта договора, являющегося частью закупочной документации, размещенной на Официальном сайте. Таким образом, полагаем победителя отказавшимся от заключения договора. В связи с чем на основании пункта 11 раздела 1 документации по запросу цен 14.01.2016 г. был заключен договор с участником, предложение которого было вторым по степени предпочтительности цены" (цитата из обращения).
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил:
"По условиям пункта 11 раздела 2 документации по запросу цен проект договора должен быть направлен Заказчиком для подписания в течение 3 рабочих дней. Там же предусмотрено, что договор между победителем запроса цен и заказчиком должен быть подписан не позднее 20 дней со дня размещения на сайте Заказчика протокола, составленного по результатам закупки и определяющего участника закупки, с которым заключается договор, т.е. с учетом выходных и праздничных дней до 11.01.2016. Однако в течение трех рабочих дней после опубликования решения о признании победителем ООО "Промметалл" проект договора, подписанный заказчиком, в адрес победителя направлен не был. 28.12.2015 менеджер заказчика позвонила менеджеру победителя и попросила скачать форму договора с сайта заказчика, внести необходимые коррективы и направить заказчику. 29.12.2015 проект договора с корректировками был направлен победителем заказчику. 11.01.2016 менеджер заказчика письмом, направленным по электронной почте, уведомила победителя, что договор принят за исключением отдельных пунктов, и предложил подписать прилагаемый проект. 14.01.2016 этот проект договора был подписан со стороны победителя и направлен в адрес заказчика по электронной почте. Однако в тот же день менеджер заказчика по телефону уведомила, что договор уже заключен с компанией, занявшей второе место. Таким образом, ни в установленные сроки, ни с их пропуском заказчик не направил победителю проект договора, чем нарушил требования ст. 528 ГК РФ и п. 11 раздела 2 документации по запросу цен_ Указание в обращении заказчика на "существенные условия, отличающиеся от условий проекта договора" не соответствует фактическим обстоятельствам. Победитель внес в проект лишь одно условие - ответственность покупателя за просрочку оплаты, симметричную собственной ответственности за просрочку поставки - 0,1% в день. Это условие каких-либо возражений у заказчика не вызывало. Более того, именно этот проект был предложен заказчиком к подписанию 11.01.2016_ Для выполнения своих обязательств как победителя ООО "Промметалл" сосредоточило необходимый объем трубной продукции на складе в г. Краснодар и готово ее поставить в максимально короткий срок_" (цитаты из Заявления о недобросовестных действиях и решениях заказчика от 16.02.2016 исх. N160216/1).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что "проект договора, подготовленный в соответствии с п. 14.1 Положения о закупках, был направлен на электронный адрес Ответчика. Но в связи с утратой электронной переписки в этот период подтвердить не представляется возможным. Однако факт получения проекта договора победителем подтверждается полученным от него 29.12.2015 ответом с темой в письме "Договор поставки на согласование" (переписка прилагается)_ последний день срока подписания договора пришелся на нерабочий день, в связи с чем днем окончания срока, согласно ст. 193 ГК РФ, считается ближайший следующий за ним рабочий день, в данном случае - 11.01.2016" (цитата из письменных пояснений).
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителями Заявителя, Заказчика не предоставлено доказательств надлежащего направления победителю Запроса цен - ООО "Промметалл" проекта контракта для подписания и достаточных доводов об уклонении Ответчика от заключения договора.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг.
В силу пункта 2 Правил N1211 в случае уклонения от заключения договора победителя закупки, заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке направляет в уполномоченный орган сведения о данном участнике.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Правилами N1211, Комиссия решила:
1. Отказать ГУП РК "КМП" "Керченский рыбный порт" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "Промметалл".
2. В удовлетворении заявленных требований ООО "Промметалл" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/788 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016