Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/2444 (опубликовано 24 февраля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:<_>
в присутствии представителей заказчика - МУП "Горкоммунхоз" <_>в присутствии представителя заявителя ООО "Автозилцентр" <_> <_> рассмотрев жалобу ООО <_>на действия заказчика - МУП "Горкоммунхоз" при проведении открытого запроса котировок на предмет: "Поставка запасных частей к автомобилям КамАЗ" (извещение N31603233321), установила:
Извещение о проведении запроса котировок N31603233321 на предмет: "Поставка запасных частей к автомобилям КамАЗ" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 24.01.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 24.01.2016 г.
Дата окончания приема заявок - 01.02.2016 10:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 01.0.2.2016 13:00.
Суть жалобы: необоснованный отказ в допуске к участию, а именно: отсутствуют основания отклонения заявки заявителя в протоколе закупочной комиссии.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив доводы сторон, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 223 - ФЗ от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закона о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 2 Закон о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, товаров, работ и услуг для нужд МУП "Горкоммунхоз", а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При проведении открытого запроса котировок на предмет "Поставка запасных частей к автомобилям КамАЗ" (извещение N 31603233321) заказчик руководствовался Положением о закупках, товаров, работ и услуг для нужд МУП "Горкоммунхоз" утвержденного директором МУП "Горкоммунхоз" <_> от 24.12.2015 г.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно документации к открытому запросу котировок на поставку автозапчастей КамАЗ для нужд МУП "Горкоммунхоз" были выдвинуты следующие требования:
"К качеству - Автомобильные запасные части оригинальные не восстановленные, остаточный ресурс запчастей 100 % на момент поставки, не рассматриваются запасные части к автомобилям КамАЗ аналоговых производителей. Указывается наименование страны происхождения запасных частей. Приоритет отдается запасным частям российского производства. Соответствие ТУ/ГОСТ завода-изготовителя, наличие удостоверения качества и сертификатов соответствия на поставляемую продукцию. Замена некачественного товара.
К техническим характеристикам товара, услуги, работы, к их безопасности - Соответствие ТУ/ГОСТ завода-изготовителя, товар должен быть новым, иметь соответствующие сертификаты или декларации соответствия, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие его качество. Поставляемый товар должен соответствовать действующим стандартам и нормам по пожарной, экологической и санитарной безопасности.
Функциональные характеристики - Запасные части используются в узлах и агрегатах грузовых автомобилях КАМАЗ.
К размерам, к упаковке, отгрузке товара - Товар поставляется в упаковке, соответствующей стандартам, ТУ, обязательным правилам и требованиям для тары и упаковки. Упаковка должна обеспечивать полную сохранность товара на весь срок его транспортировки с учетом перегрузок и хранения. Нарушение целостности упаковки и наличие на ней следов механических повреждений не допускается. Товар поставляется силами "Продавца" до склада "Покупателя".
К отгрузке - Товар должен быть поставлен в течение 1 (одного) календарного дня после подачи заявки. В случае необходимости поставка товара осуществляется в течении 4х часов, после подачи заявки (по требованию Покупателя). Выезд представителя по адресу заказчика, для формирования заявки ежедневно к 9:00 (по требованию "Покупателя").Отгрузка продукции производится автомобильным транспортом Продавца или автотранспортными компаниями с обязательным сопровождением груза накладными, паспортами, сертификатами соответствия. Затраты по транспортировке товара несет Продавец.
"Покупатель" вправе изменить предусмотренные договором количество товаров, объем работ и услуг на 30%.
К хранению -наличие отапливаемого склада в г. Набережные Челны, т.к. при сезонном хранении перепад температуры приводит к образованию конденсата, что приводит к коррозии и ржавчине запчастей".
Согласно пояснениям представителя МУП "Горкоммунхоз", на основании результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок закупочная комиссия оформляет протокол о результатах запроса котировок. В нем указываются следующие сведения, а именно: объем закупаемых товаров, работ, услуг; цена закупаемых товаров, работ, услуг; сроки исполнения договора, а также содержащий поименный состав присутствующих на заседании членов комиссии по закупке, сведения о наименовании и месте нахождения (для юридического лица), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников закупки, заявки которых были рассмотрены, цены договора в котировочных заявках, которые рассматривались и оценивались. Протокол подписывается членами закупочной комиссии, присутствовавшими на заседании в течении 3 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии. По требованию любого проигравшего участника закупки Заказчик в течение 10 дней со дня получения соответствующего запроса на бумажном носителе представляет ему информацию о причинах отклонения (проигрыша) его заявки.
Согласно пояснениям представителя заявителя, 04.02.2016 г. в адрес ООО <_>поступило следующее разъяснение, согласно которому были выдвинуты требования: "К хранению -наличие отапливаемого склада в г. Набережные Челны, т.к. при сезонном хранении перепад температуры приводит к образованию конденсата, что приводит к коррозии и ржавчине запчастей.
Пояснения: У вас отсутствует отапливаемый склад для автозапчастей КамАЗ на момент выезда нашего специалиста.
К отгрузке - Товар должен быть поставлен в течение 1 (одного) календарного дня после подачи заявки. В случае необходимости поставка товара осуществляется в течении 4х часов, после подачи заявки (по требованию Покупателя). Выезд представителя по адресу заказчика, для формирования заявки ежедневно к 9:00 (по требованию "Покупателя").Отгрузка продукции производится автомобильным транспортом Продавца или автотранспортными компаниями с обязательным сопровождением груза накладными, паспортами, сертификатами соответствия. Затраты по транспортировке товара несет Продавец.
Пояснения: В связи с отсутствием автозапчастей в наличии, комиссия пришла к выводу, что не сможете своевременно осуществить поставку, что приведет к простою нашего автотранспорта, что категорически для нас неприемлемо".
Также представитель <_>пояснил, что причины отклонения заяви являются надуманными, в виду того что, по -хранению, в заявке ООО <_>было указано наличие отапливаемого склада в г.Набережные Челны, что соответствуют действительности, так как на территории расположены отапливаемые ремонтные автомастерские, склады, магазины. Более того, автомастерские и склады ООО <_> не имеют свободного доступа для посетителей, поэтому специалист МУП "Горкоммунхоз" не мог проникнуть на территорию без ведома руководства ООО <_> вместе с тем от заказчика в адрес ООО <_>не поступали письма о предоставлении возможности осмотра склада указанного в заявке.
К отгрузке - представитель ООО <_>" пояснил, что ООО <_>содержит согласие на поставку товара по указанным в документации запроса котировок условиям.
Следовательно, комиссия заказчика неправомерно отклонила заявку заявителя тем самым, довод заявителя о необоснованном отказе в допуске к участию в открытом запросе котировок является обоснованным.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 6 статьи 3 Закона о Закупках.
Вместе с тем, учитывая, что до получения уведомления антимонопольного органа, между заказчиком и победителем открытого запроса котировок заключен договор, Комиссией принято решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <_> на действия заказчика - МУП "Горкоммунхоз" при проведении открытого запроса котировок на предмет: "Поставка запасных частей к автомобилям КамАЗ" (извещение N31603233321), обоснованной.
2. Признать заказчика - МУП "Горкоммунхоз" нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/2444 (опубликовано 24 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016