Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 24 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <_> - заместителя руководителя Хабаровского УФАС России, начальника отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_> - заместителя начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей от:
- ООО "Сибирская шинная компания" - уведомлено надлежащим образом, заявило ходатайство от 17.02.2016 N32-02/2016 о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя,
- ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - <_> по доверенности от 13.01.2016 N4/61,
рассмотрев жалобу ООО "Сибирская шинная компания", материалы дела N8-01\36, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Сибирская шинная компания" на действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении открытого запрсоа котировок в электронной форме на поставку автошин (извещение N31603218978).
Из жалобы следует, что организатор закупки не отказался от проведения запроса котировок до окончания срока приема котировочных заявок в соответствии с пунктом 31.6 Положения о закупках предприятия, по результатам закупки с обществом как с единственным допущенным к участию в запросе котировок, не проведены преддоговорные переговоры о снижении стоимости и не заключен договор поставки, не проведена повторная процедура запроса котировок, а объявлено о проведении закупки у единственного поставщика ООО "Дальневосточная торговая компания" (извещение N31603299971), о которой общество не уведомлено.
Представитель ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" с доводами жалобы не согласился, пояснив, что заявка ООО "Дальневосточная торговая компания" отклонена, запрос котировок признан несостоявшимся на основании документации о закупке. Комиссией по закупкам рекомендовано заключить договор с ООО "Сибирская шинная компания", но в соответствии с пунктом 30.2 Положения о закупках предприятия, утвержденного приказом от 28.04.2015 N292, процедура не является торгами, ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 ГК РФ, не накладывает на заказчика обязательства по заключению договора с рекомендованным комиссией участником. Пункт 31.6 Положения о закупках предприятия устанавливает право организатора отказаться от ее проведения в любой момент до срока окончания приема котировочных заявок с обоснованием своего решения. В жалобе общество приходит к ошибочному выводу о том, что заказчик должен провести переговоры о снижении стоимости либо заключить договор или провести повторную конкурентную процедуру, поскольку пунктом 30.22 Положения о закупках установлено право заказчика совершить перечисленные действия. В связи с уточнением технических характеристик заказчик воспользовался правом проведения закупки у единственного поставщика. В позиции N1 проекта договора по закупке у единственного поставщика снижена норма послойности автомобильной шины. Проведенная заказчиком закупка у единственного поставщика (извещение N31603299971) на поставку шин для автомобильной техники, выполняющей работы по строительству объектов Камчатского края, обусловлена возникновением срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия, заслушав пояснения представителя ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", рассмотрев материалы дела N8-01/36, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
В силу пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках (часть 5 статьи 4).
20.01.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" размещено извещение N31603218978 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку автошин в пределах города Петропавловска-Камчатского. Срок поставки - не более 20 рабочих дней с даты заключения договора. Объем поставки товара - в соответствии с технической частью закупочной документации. Начальная (максимальная) цена договора - 4 999 800,00 руб. с НДС. Срок подачи заявок продлевался. Дата окончания подачи заявок - 29.01.2016. Дата рассмотрения заявок - 02.02.2016. Дата подведения итогов - 05.02.2016.
В соответствии с пунктом 1.2. части 1 документации о закупке заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений, разметив извещение об отказе от проведения запроса котировок на официальном сайте закупок с обоснованием своего решения. После наступления даты окончания приема заявок на участие заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя.
В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие соответствующей требованиям документации о закупке была признана только одна заявка на участие, запрос котировок признается не состоявшимся (подпункт 6.1.1.2 пункт 6.1 документации о запросе предложений).
Как следует из пункта 6.1.4 документации о закупке, если после дня окончания срока подачи заявок на участие, указанного в извещении о продлении срока подачи заявок на участие, не подана дополнительно ни одна заявка на участие, а единственная поданная заявка на участие соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и содержит предложение о цене договора, не превышающее начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении и документации о закупке, заказчик вправе:
- заключить договор с единственным участником закупки, подавшим такую заявку на участие, на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и по цене, предложенной таким участником закупки в своей заявке на участие, также заказчик вправе провести с таким участником переговоры по снижению цены, представленной в заявке на участие, и заключить договор по цене, согласованной в процессе проведения преддоговорных переговоров (подпункт 6.1.4.1);
- принять решение о проведении повторной процедуры закупки способом "открытый запрос котировок" при необходимости с изменением условий проводимого запроса котировок, препятствующих созданию конкурентной среды (подпункт 6.1.4.2).
В установленный срок на участие в запросе котировок поступило две заявки - ООО "Дальневосточная торговая компания" с ценой предложения 3 943 220,00 руб. с НДС, ООО "Сибирская шинная компания" - 4 966 402,00 руб. с НДС. Заявка ООО "Дальневосточная торговая компания" отклонена от участия в закупке в связи с тем, что порядок оплаты, указанный в заявке, на условиях 100% предоплаты, отличается от порядка оплаты, установленном пунктом 13 части 2 информационной карты документации о закупке, к участию допущена одна заявка, признанная соответствующей - ООО "Сибирская шинная компания", запрос котировок признан не состоявшимся. Конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 6.1.2 документации о закупке рекомендовала заказчику заключить договор на поставку автошин с единственно допущенным участником закупки ООО "СШК" с ценой договора 4 966 402,0 руб. с НДС и на условиях, предусмотренных заявкой на участие, извещением и документацией на проведение запроса котировок (протокол заседания конкурсной комиссии по закупкам от 02.02.2016 N044 ЗК-ЭТП).
Договор с ООО "Сибирская шинная компания" по результатам запроса котировок не заключен.
В соответствии с пунктом 30.2 раздела 30 Положения о закупках предприятия, утвержденного приказом от 28.04.2015 N292, процедура запроса котировок не является торгами и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 ГК РФ, не накладывает на заказчика обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса котировок или иным его участником. После наступления даты окончания приема котировочных заявок заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя (пункт 30.19 Положения).
Исходя из пункта 30.22 Положения о закупках предприятия, заказчик наделен правом, а не обязанностью заключать договор по результатам проведенного запроса котировок с единственным допущенным к участию в закупке участником, а также правом провести повторную процедуру закупки способом запроса котировок.
Поскольку в соответствии с Положением о закупках предприятие не обязано по результатам закупки проводить с единственным допущенным к участию в запросе котировок участником преддоговорные переговоры о снижении стоимости, заключить с ним договор, провести повторный запрос котировок, уведомлять о проведении закупки у единственного поставщика, доводы жалобы комиссией отклоняются.
10.02.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" размещено извещение N31603299971 о проведении закупки у единственного поставщика ООО "Дальневосточная торговая компания" на поставку автошин для автомобильной техники, выполняющей работы по строительству. Начальная (максимальная) цена договора - 3 943 220,00 руб. с НДС. Срок поставки - 20 рабочих дней со дня подачи заявки покупателем. Наименование, технические и функциональные характеристики поставляемого товара содержится в спецификации, являющейся приложением к договору поставки.
Как следует из протокола от 10.02.2016 N039ЕП/2016 по закупкам у единственного поставщика, поставка автошин для автомобильной техники, выполняющей работы по строительству объектов Камчатского края в рамках госконтракта от 05.08.2015, закупка осуществляется на основании пункта 33.3 Положения о закупках предприятия - возникновение срочной потребности в закупаемых товара (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения. План закупки N2150142469, позиция плана 547.
В качестве доказательства срочности закупки автошин у единственного поставщика представлено письмо врио начальника отдела механизации, автотранспорта и специальной техники предприятия от 04.02.2016, в соответствии с которым срочность закупки обусловлена прогрессирующим ростом цен на рынке сбыта автомобильных шин и повышением стоимости ставок ввозных таможенных пошлин на автошины, ООО "ДВТК" участвовало в запросе котировок с наименьшей ценой договора и согласно осуществить поставку автошин без предоплаты.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно разделу 33 Положения о закупках предприятия - это неконкурентный способ закупки, в результате которой организатор (заказчик) выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения конкурентных процедур размещения заказа. Закупка у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае возникновения срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения (пункт 33.3 Положения о закупках).
Представленное в материалы дела письмо о росте цен на автошины не свидетельствует об отсутствии у предприятия реальной возможности осуществить закупку конкурентным способом.
Иных доказательств наличия срочной потребности в товаре, препятствующей применению других видов процедур закупки, предприятием не представлено.
Поскольку закупка у единственного поставщика не предполагает участия в ней на конкурентной основе всех заинтересованных лиц, применение данного способа закупки в отсутствие на то оснований противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как ведет к необоснованному ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Сибирская шинная компания" на действия закупочной комиссии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении запроса котировок на поставку автошин (извещение N31603218978) необоснованной.
2. Признать действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в связи с проведением закупки на поставку автошин у единственного поставщика (извещение N3160329991) нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" предписание об устранении нарушения порядка организации и проведении торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N8-01/36
24 февраля 2016 г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России в составе: председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: <_>- главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, <_>- заместитель начальника отдела контроля органов власти, на основании своего решения от 24.02.2016 по делу N 8-01/36, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в срок до "15" марта 2016 года совершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенного при проведении закупки у единственного поставщика ООО "Дальневосточная торговая компания" на поставку автошин (извещение N31603299971), с целью чего аннулировать данную закупку, а также исключить случаи проведения закупки у единственного поставщика в отсутствие документально подтвержденных на то оснований.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016