Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
N Г 65-04/2016 (опубликовано 20 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть оглашена 19.02.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (N закупки 0828100000416000011), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - Страхового акционерного общества "ВСК" (далее - САО "ВСК", Общество, заявитель) <_> представителя заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области", заказчик) <_>
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила:
12.02.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба САО "ВСК" на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (N закупки 0828100000416000011).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
29 января 2016 года заказчик объявил открытый конкурс для определения исполнителя в целях заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств.
Указанная закупка осуществляется в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с разделом 38 документации открытого конкурса "Критерии оценки заявок, показатели таких критериев и величины их значимости" оценка и сопоставление заявок осуществ-ляются с использованием следующих критериев оценки заявок:
Цена Контракта.
Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг
Рейтинг участника конкурса по критерию "Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг" определяется исходя из сравнения качества обслуживания страховой органи-зации при наступлении страхового случая.
Для этой цели оцениваются следующие значения показателя:
|
7. |
Предоставление государственному заказчику станций техни-ческого обслуживания для ремонта транспортного средства Государственного заказчика, получившего технические по-вреждения в результате ДТП |
Да |
10 балл. |
Нет |
0 балл. |
||
8. |
Наличие у страховой компании представительств по уре-гулированию убытков в городах Владимирской области (г.Владимир, г. Александров, г.Вязники, г.Гусь- Хрустальный, г.Ковров, г.Кольчугино, г.Меленки, г.Муром, г.Петушки, г.Судогда, г.Суздаль, г.Юрьев- Польский) с указанием адресов и телефонов. |
Да |
10 балл. |
Нет |
0 балл. |
||
9. |
Дополнительная бесплатная юридическая помощью |
Да |
10 балл. |
Нет |
0 балл. |
||
10. |
Технический анализ ДТП с учетом специфических особенно-стей, причин и последствий ДТП |
Да |
10 балл. |
Нет |
0 балл. |
||
Итого |
100 баллов |
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере за-купок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, ока-зания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должност-ными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками заку-пок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок под конкурсом понимается способ определения постав-щика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предло-живший лучшие условия исполнения контракта.
Частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указан-ных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, целью проведения конкурса является выявление участника, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статья 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для оценки заявок, окончательных предложений участни-ков закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных ра-ботников определенного уровня квалификации.
Таким образом, при определении квалификации участника закупки, заказчик обязан руковод-ствоваться требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и оценивать наличие у участников:
финансовых ресурсов,
на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материаль-ных ресурсов,
опыта работы, связанного с предметом контракта,
деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Установления критерия "Наличие у страховой компании представительств по урегулирова-нию убытков в городах Владимирской области (г. Владимир, г. Александров, г. Вязники, г. Гусь- Хрустальный, г. Ковров, г. Кольчугино, г. Меленки, г. Муром, г. Петушки, г. Судогда, г. Суздаль, г. Юрьев-Польский) с указанием адресов и телефонов" ведет к потенциальному ограничению и бло-кированию в участии ряду страховых компаний и создает преимущество одной или нескольким, об-ладающим обширной филиальной сетью.
Указанный критерий дает преимущества тем страховым организациям, которые имеют более длительную страховую историю, большую финансовую возможность и разветвленную филиальную сеть и ограничивает доступ тем страховым организациям, которые имеют возможность оказывать услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках действующего законодательства, но не могут стать победителями торгов. По сути дела лишь одна страховая компания в Российской Федерации на настоящий момент имеет представительства по урегулированию убытков во всех городах Владимирской области, как и во всех городах каждого из субъектов РФ, что изначально ставит иные страховые компании, которые примут участие в дан-ном открытом конкурсе, в проигрышную позицию. Названный критерий не позволяет определить участника размещения заказа, предложившего лучшие условия исполнения контракта. В действиях заказчика усматриваются нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Действие договора ОСАГО не ограничивается по территориальному признаку и распростра-няется на все территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",
Страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхова-ние гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
Представитель страховщика в субъекте Российской Федерации - обособленное подразде-ление страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных граждан-ским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потер-певших о страховых выплатах и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществле-нию, или другой страховщик, присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков и выполняющий на основании заключенного со страховщиком договора полномочия по рассмотре-нию требований потерпевших о страховых выплатах и по их осуществлению от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и (или) полномочия по рассмотрению требований о прямом возмещении убытков и по осуществлению вы-плат от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, а значит и допуск до занятия стра-ховой деятельностью осуществляется в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона N 40-ФЗ при прямом возмещении убытков потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страхов-щику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
При наличии предусмотренного законом института прямого возмещения убытков, установ-ление обжалуемого критерия является нецелесообразным и не влияющим на качество оказы-ваемой услуги страхования, а в связи с обращением потерпевшего непосредственно в свою стра-ховую компанию, является избыточным и не соотносится с предметом торгов.
Таким образом, по мнению заявителя, включение вышеуказанного критерия в конкурсную документацию нарушает требования статьи 8, части 3 статьи 24, статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку ограничивает количество участников закупки и не обеспечивает признание победителя, предложившего лучшие условия исполнения договора с точки зрения уровня квалификации в области оказания услуг, являющихся предметом конкурса.
Представитель заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" пояснил следующее.
Заказчик не согласен с доводами жалобы по следующим основаниям.
В подпункте 8 пункта 39 Информационной карты открытого конкурса раздела II конкурсной документации установлен следующий подкритерий по критерию "Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг": наличие у страховой компании представительств по урегулированию убытков в городах Владимирской области (г. Владимир, г. Александров, г. Вязники, г. Гусь-Хрустальный, г. Ковров, г. Кольчугино, г. Меленки, г. Муром, г. Петушки, г. Судогда, г. Суздаль, г. Юрьев-Польский) с указанием адресов и телефонов.
В соответствии с пунктами 21, 22.2, 22.3 Устава ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области", утвержденного приказом МВД России oт 30.03.2012 N 245, учреждение создано в целях транспортного обеспечения УМВД России по Владимирской области и подчиненных ему территориальных органов на районном уровне, а также для организации эксплуатации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России и технического контроля за его состоянием (копия Устава прилагается).
В оперативном управлении (на балансе) ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" находятся транспортные средства, которые на основании договоров безвозмездного пользования переданы в фактическое владение территориальных органов МВД России на районном уровне (сведения о количестве переданного автотранспорта и месте его дислокации прилагаются).
Из сведений о дислокации автотранспортных средств, находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (вне г. Владимира) от 16.02.2016 следует, что значительная часть автотранспорта заказчика постоянно эксплуатируется за пределами города Владимира - в различных городах Владимирской области.
Предмет оспариваемой закупки включает страхование автотранспорта заказчика, в том числе и переданного в безвозмездное пользование территориальным органам МВД России на районном уровне для постоянной эксплуатации за пределами города Владимира.
На основании изложенного и в целях получения услуги страхования качественно, в полном объеме и оперативно заказчик нуждается в представительстве страховой компании по месту дислокации автотранспорта (в том числе, и для получения на месте юридической поддержки при сборе документов для получения выплаты по страховому случаю (подкритерий 6 критерия "Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг"), а также дополнительной бесплатной юридической помощи (подкритерий 9 критерия "Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг")).
Кроме того, заявителем жалобы неверно толкуется понятие "представительство" (в него заложен смысл, отсутствующий в конкурсной документации), то есть заявителем толкуется данное понятие более узко, чем прописано в конкурсной документации. Заказчик в конкурсной документации не конкретизировал понятия "представительство по урегулированию убытков", а действующее законодательство (в том числе статья 55 ГК РФ и статья 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ) такое понятие не регламентирует.
В связи с этим заявитель жалобы (а также любой другой участник закупки) должен толковать спорное условие конкурса в соответствии со смыслом, заложенным в данное понятие заказчиком, и требованиями действующего законодательства, исходя из которых специальные требования к организационной, структурной и правовой форме такого представительства по урегулированию убытков не устанавливаются.
Также заказчик отмечает, что ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" максимально уменьшило требования к количеству таких представительств, включив в их перечень только крупные города Владимирской области, на территории которых (включая прилегающие районы) эксплуатируются автомобили заказчика, и исключив из этого перечня города Владимирской области, которые граничат или имеют минимальное расстояние с городами, указанными в перечне (г.Радужный, г.Собинка, г.Камешково, г. Киржач). Таким образом, заказчик не устанавливал в документации такого критерия, как наличие у участников закупки представительств по урегулированию убытков во всех городах Владимирской области.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Факт отсутствия в конкурсной документации положений, ограничивающих количество участников закупки, подтверждается также и тем, что в настоящее время уже подано 4 (четыре) заявки на участие в данном открытом конкурсе.
Таким образом, по мнению заказчика, при утверждении рассматриваемой конкурсной документации заказчик не нарушил положений части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" просит признать жалобу САО "ВСК" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.01.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0828100000416000011 о проведении открытого конкурса и документация открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 393 575,54 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктом 8 пункта 39 Информационной карты открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" установлен следующий подкритерий по критерию "Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг": "Наличие у страховой компании представительств по урегулированию убытков в городах Владимирской области (г.Владимир, г. Александров, г.Вязники, г.Гусь-Хрустальный, г.Ковров, г.Кольчугино, г.Меленки, г.Муром, г.Петушки, г.Судогда, г.Суздаль, г.Юрьев-Польский) с указанием адресов и телефонов". Данный критерий установлен исходя из потребностей заказчика.
По мнению Комиссии, заявителем не были представлены неоспоримые документарные доказательства того, что установление в конкурсной документации указанного критерия оценки заявок каким-либо образом ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, факт отсутствия в конкурсной документации положений, ограничивающих количество участников закупки, подтверждается тем, что на участие в рассматриваемой закупке было подано четыре заявки.
Таким образом, в силу изложенного, документация о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и не содержит в своем составе положений, ограничивающих количество участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия решила:
Признать жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (N закупки 0828100000416000011) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N Г 65-04/2016 (опубликовано 20 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016