Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 16 февраля 2016 г. N 3-ФАС22-Р/01-16
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2016 г. г.Барнаул
Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N3-ФАС22-Р/01-16 по факту размещения и распространения в журнале-справочнике "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2015) рекламы финансовых услуг (страхование, займы, деньги под залог),
в отсутствии заявителя и лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя, гражданина РФ К<_> установила:
заявитель и лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространитель К<_> издатель журнала - справочника "Автосити-22 Бийск", своевременно и надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела (в материалах дела имеются уведомления о вручении почтового отправления).
К<_> на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии (вх.N161681 от 16.02.2016 г.).
В силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии представителей указанных лиц, так как заявитель и К<_> своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
На основании изложенного Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии заявителя и К<_>
Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
Согласно заявлению гражданина РФ, в журнале-справочнике "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2015) размещена ненадлежащая реклама финансовых услуг. Просит провести проверку по данному факту.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама".
В выпуске журнала-справочника "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2015) реклама финансовых услуг (страхование) размещена:
- на 1 странице "ТЕХОСМОТР СТРАХОВКА Проверка подлинности ТЕХОСМОТРА в базе РСА Пункт 1 г. Бийск, ул. Иркутская, 1/35 (рядом с металлобазой "Аспект") <_> Пункт 2 с.Первомайское, ул.Тогульский тракт, 10 (территория СТО "ИЖМАШ") <_> тел/факс: 8(3854)38-15-23";
- на 4 странице "ТЕХОСМОТР СТРАХОВКА Проверка подлинности ТЕХОСМОТРА в базе РСА Пункт 1 с.Первомайское, ул.Тогульский тракт, 10 (территория СТО "ИЖМАШ") <_> Пункт 2 г.Бийск, ул. Иркутская, 1/35 (рядом с металлобазой "Аспект") <_>";
- на 23 странице "ул.Социалистическая, 1-48 (р-он ФНПЦ "Алтай") ООО "Алтай-АГРОКОМ" ТО всех видов авто/мототранспорта с внесением в единую базу данных (ЕАИСТО), Все виды страхования 30-31-41 <_>_";
- на 25 странице "Автозапчасти для иномарок запчасти в наличии и под заказ! ООО "Автополис" радиаторы, автостекла, автохимия АВТОСТРАХОВАНИЕ <_> 41-75-93 ул. Мерлина, 10 (р-он Вокзала).
В указанной рекламе рекламируются, в том числе финансовые услуги - автострахование, отсутствуют сведения о лицах, оказывающих финансовые услуги (страхование), отсутствуют.
Реклама финансовых услуг (займы, деньги под залог) размещена:
- на 1 странице "<_>Займы все виды под низкий процент!";
- на 3 странице "Займы все виды быстрых заем под низкий процент! <_>
- на 5 странице "Займы от 6% в месяц под залог недвижимости_<_>";
- на 25 странице "Срочные займы под залог авто и имущества <_>от 8% в месяц";
- на 28 странице в рубрике "Автозайм" размещены 2 (два) рекламных объявления о предоставлении займов, денег под залог.
В рассматриваемой рекламе, размещенной на страницах 1,3,5,25,28 журнала-справочника "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2016), отсутствуют сведения о лицах, предоставляющих займы, деньги под залог.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе сведения о лицах, оказывающих финансовые услуги (страхование, займы, деньги под залог), отсутствуют, что противоречит ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О рекламе", реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" не допускается.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах" "О кредитной кооперации" "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" "О сельскохозяйственной кооперации"
В соответствии со ст.14 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии со ст.12 Федерального закона "О рекламе", рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
На определение о возбуждении дела N3-ФАС22-Р/01-16 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе К<_> издателем журнала-справочника "Автосити-22 Бийск", не представлены документы, подтверждающие статус рекламодателей финансовых услуг, в связи с их отсутствием.
Следовательно, реклама финансовых услуг, размещена в журнале-справочнике "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2016) с нарушением требований частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований установленных, в том числе частями 1, 13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", несет, в том числе рекламораспространитель.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем является издатель журнала-справочника "Автосити-22 Бийск" гражданин РФ К<_> (г.Бийск).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения рекламораспространителем К<_> издателем журнала-справочника "Автосити-22 Бийск" требований частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в распространении в журнале-справочнике "Автосити-22 Бийск" N10(31) ноябрь 2016 ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют сведения о лицах, предоставляющих финансовые услуги.
В соответствии с ч.4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовых услуг, распространенную в выпуске журнала-справочника "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2016) ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены требования частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать рекламораспространителя К<_> издателя журнала-справочника "Автосити-22 Бийск", нарушившим требования частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Вынести рекламораспространителю К<_> издателю журнала-справочника "Автосити-22 Бийск", предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении К<_> дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N15
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
16 февраля 2016 г. г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 16 февраля 2016 г. по делу N3-ФАС22-Р/01-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространенной К<_> (издатель журнала - справочника "Автосити-22 Бийск") в журнале - справочнике "Автосити-22 Бийск" (N10(31) ноябрь 2015 г.), поскольку при ее распространении нарушены требования частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. К<_> издателю журнала - справочника "Автосити-22 Бийск" (659316, г.Бийск, <_>), в срок до 25 марта 2016 г. прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в журнале - справочнике "Автосити-22 Бийск" ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которых отсутствуют информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги (ипотека, займы, микрозаймы и др.).
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 февраля 2016 г. N 3-ФАС22-Р/01-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016