Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
N 08-01/16 (опубликовано 16 февраля 2016 г.)
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС России) 16.12.2015 (вх. N 6479) из Московского УФАС поступили жалоба ООО "Айленд Дженерал Сервисес" на действия конкурсной комиссии ООО "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" (далее - Ответчик, Газпром) при проведении запроса предложений N 075/0046/15/2.1/0001795/ДШельф/ЗП/ГОС/Э/04.09.2015 на обращение с отходами производства и потребления при эксплуатации Киринского ГКМ.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что при проведении запроса предложений Комиссии заказчика по подведению итогов запроса рассмотрела заявки на участие в запросе предложений, представленные участниками процедуры, заключения и рекомендации экспертов и решила отклонить заявку ООО "Айленд Дженерал Сервисес" (далее - Заявитель) (с ценой заявки на участие в запросе предложений - 9 909 792, 03 рубля с НДС 18%) на основании п. 2 Раздела 2 Методики анализа и оценки заявок участников запроса предложений как, не отвечающую требованиям п. 2.11.3 Документации о закупке.
Заявитель считает, что Комиссией незаконно отклонена заявка Общества.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании данного требования федерального законодательства в пунктах 4.1.21 и 4.1.22 раздела 4 "Информационная карта" Документации о запросе предложений было установлено требование к участникам иметь на праве собственности или ином законном основании площадки, которые зарегистрированы в государственный реестр объектов размещения отходов, и представить соответствующие подтверждающие документы.
При проведении в соответствии с разделом 1 Методики анализа и оценки заявок участника запроса предложений (Заявителя) на соответствие предъявленным требованиям было установлено, что отсутствие документов, определенных документацией закупки.
Таким образом, заявка ООО "Айленд дженерал сервисес" была отклонена на основании пунктов 2.9.4, 2.9.9, 2.11.3 Документации о Запросе предложений и пунктов 1.5.1.1, 9.8.8, 9.8.9.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компании Группы Газпром.
Рассмотрение дела по существу было назначено на 01.02.2016 в помещении актового зала УФАС России по Сахалинской области.
Определением от 01.02.2016 дело было отложено в связи с отсутствием ответчика на 10.02.2016 на 12 часов 00 минут.
10.02.2016 Комиссией Сахалинского УФАС России в ходе рассмотрения установлено следующее.
При осуществлении своей деятельности в сфере заказа ООО "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - N 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупках), которое разработано в соответствии с N 223-ФЗ, иными нормативно правовыми актами РФ, утверждено 19.04.2012.
03.09.2015 на электронной площадке etpgaz.gazprombank.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений (31502726975) на право заключения договора об обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации Киринского ГКМ, начальная цена договора 11 779 084 рублей.
Согласно протокола N 2/0046/15/2.1/0001795/ДШельф/ЗП/ГОС/Э/04.09.2015 от 21.10.2015 следует, что в запросе предложений принимало участие четыре компании: ООО "МИДГЛЕН Лоджистикс Сахалин", ООО "ИГЛ", ООО "Экошельф", ООО "Айленд Дженерал Сервисес".
В соответствии с указанным протоколом Комиссия по подведению итогов запроса предложений рассмотрела заявки на участие в запросе предложений, представленные участниками запроса предложений, заключения и рекомендации экспертов и решила отклонить заявки ООО "Экошельф" как не соответствующую требованиям Документации о закупке, а именно п. 1 Раздела й Методики анализа оценки заявок участников запроса предложений, заявку ООО "Айленд Дженерал Сервисес" по п. 2 Раздела 2 Методики анализа и оценки заявок участников запроса предложений.
Победителем торгов было признано ООО "ИГЛ" с ценой заявки на участие в запросе предложений - 11 238 941, 71 (с НДС).
Согласно Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.
Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.
Так, в соответствии ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.
При закупки товаров, работ, услуг заказчики должны обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и недобросовестных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом, представленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализоваться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом N 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, представленных ему Законом N 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее, Пунктом 1.2.3 Документации о запросе предложений предусмотрено применение правил установленных Положением о закупках товаров. работ, услуг ОАО "Газпром" и Компании группы Газпром.
Согласно Документации о запросе предложений, раздела 4 (Информационная карта открытого запроса предложений, которая имеет преобладающую силу, установлены требования к участникам процедур закупки.
Так, согласно протокола о рассмотрении заявок, Заявитель был отклонен в участии в конкурсе в связи с несоответствием его заявки требования п. 2 Раздела 2 Документации о закупке.
Пункт 2 раздела 2 Приложения 2 к Документации о запросе предложения устанавливает следующий критерий оценки "успешный опыт выполнения работ/оказания услуг (количество представленных к заявке участника выполненных договоров с отзывами".
Однако условиям Документации о запросе предложений, Положения о закупках заказчика указано, что отсутствие или наличие определенного количества копий "выполненных договоров, отзывов и рекомендательных писем" не является основанием для отклонения заявки, а подлежат оценке в порядке предусмотренном Разделом 3 "Методики анализа и оценки заявок участников запроса приложений".
Согласно доводов Ответчика следует, что Протокол подведения итогов формируется автоматически, у Заказчика автоматизированная система составления протокола, и Методика оценки заявки вообще не может является основным критерием для отклонения заявки участника, однако по каким-то непонятным самому представителю Ответчика причинам, отклонение заявителя произошло именно по п. 2 Раздела 2 методики оценки заявок. Представитель Ответчика настаивал на том, что эта ошибка является технической ошибкой, поскольку ссылается не на тот пункт методики.
При этом сам же представитель признал, что Комиссия не могла отклонить заявку по критериям оценки, которая фактически была уже допущена к оценке, просто при размещении Протокола произошла техническая ошибка в системе.
Также представитель ответчика считает, что данная ошибка не влияет на результаты допуска участника к участию в закупке.
Однако на вопрос Комиссии о том, какой документ публикуется на официальном сайте с подведенными итогами закупки, а также где участник закупки может увидеть результаты конкурса и причину его отклонения, представитель Ответчика пояснил, что данная информация публикуется в Протоколе подведения итогов, в котором при этом указан не верный пункт Документации запроса предложений.
Так, Комиссия в ходе рассмотрения дела пришла к выводу о том, что жалоба ООО "Айленд Дженерал Сервисес" является обоснованной и подлежит удовлетворению, поскольку в Разделе 1 Приложения 3 Документации о закупке "Методики анализа и оценки заявок участников запроса приложений" представлены критерии (основания), по которым Комиссия по подведению итогов запроса предложений имеет право отклонить заявку участника запроса предложений и расширительному толкованию не подлежит в силу п. 9.3.13 Положения о закупках и п. 2.9.4 Документации об открытом запроса предложений.
Согласно информации, представленной Ответчикам следует. что 26.10.2015 между Заказчиком (ООО "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск") и победителем запроса предложений (ООО "ИГЛ") заключен договор по оказанию услуг по обращению с отходами производства и потребления при эксплуатации Киринского газоконденсатного месторождения.
В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Таким образом, данный вопрос о нарушении Ваших прав носит гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела N 08-01/2016, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Жалобу ООО "Айленд Дженерал Сервисас" на действия конкурсной комиссии ООО "Газпром Добыча шельф Южно-Сахалинск" при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления при эксплуатации Киринского газоконденсатного месторождения для нужд Ответчика, признать обоснованной.
2. В связи с заключением договора рассмотрение дела прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области N 08-01/16 (опубликовано 16 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016