Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 11 февраля 2016 г. N 1-ФАС22-Р/01-16
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2016 г. г.Барнаул
Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N1-ФАС22-Р/01-16 по факту размещения и распространения в газете "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015 г.) рекламы финансовых услуг (ипотека, займы, микрозаймы и др.),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя - ИП Зарецкого <_> издателя газеты "Деловой Бийск",
в отсутствии заявителя, установила:
Заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела (в материалах дела имеются уведомления о вручении почтового отправления).
В силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии заявителя, так как заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
На основании изложенного Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии заявителя.
Согласно заявлению гражданина РФ, в газете "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015 г.) на 46 странице в рубрике "Финансовые услуги" содержатся объявления физических лиц о предоставлении займов. Просит провести проверку по данному факту.
На заседании Комиссии ИП Зарецкий <_> нарушение признал, пояснил, что в рекламном макете агентства недвижимости "Бия", размещенном на 17 странице, имеется информация о банке партнере, предоставляющем финансовые услуги по программе ипотека. Однако, при печати в типографии было потеряно качество, и данная информация плохо читаема.
Факт размещения рекламы о предоставлении займов, микрозаймов и т.п. на странице 46 указанной газеты в рубрике "Финансовые услуги" подтвердил. Пояснил, что в рубрике "Финансовые услуги" (стр.46) печатались объявления физических лиц преимущественно частного характера, которые не попадали под действие Федерального закона "О рекламе". Данные объявления подаются на специальном купоне и не проходят через отдел рекламы. В настоящий момент издан приказ, запрещающий прием объявлений о финансовых услугах через пункты приема объявлений. Рубрика "Финансовые услуги" в разделе частных объявлений ликвидирована.
Комиссия, заслушав ИП Зарецкого, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама".
В выпуске газеты "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015 г.) на страницах с 17 по 24 и с 33 по 52 (кроме страниц 40,42) в рубриках: недвижимость, предметы быта, услуги портных и оптовая продажа, бытовая техника, компьютеры и оргтехника, ремонт бытовой и оргтехники, мебель, услуги по изготовлению мебели, прочее (стр.35), запчасти, автопринадлежности, ремонт автомобилей, грузоперевозки, строительные работы, ритуальные услуги (обучение), репетиторство, бухгалтерские и юридические услуги, финансовые услуги, все для праздника, прочие (стр.47), разное, станки (инструменты), продукты питания, прочие (стр.48), дрова (уголь, горбыль), услуги ветврачей, продам (стр.51), стройматериалы в рекламных объявлениях отсутствуют пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
Согласно ст. 16 Федерального закона "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.
ИП Зарецкий издает газету "Деловой Бийск" на основании свидетельства о регистрации ПИ N ФС77-56194 от 15.11.2013 г., с рекламой до 40%.
Следовательно, реклама в выпуске газеты "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015 г.) размещена с нарушением ст.16 Федерального закона "О рекламе", поскольку тексты рекламы не сопровождаются пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
На странице 17 размещена реклама: "К<_> Агентство недвижимости "Бия" Все операции с недвижимостью Оказываем услуги по оформлению недвижимости доля приобретения жилья лицам, имеющим сертификат на МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Жилищный сертификат ИПОТЕКА <_> ул.Ленина, 230 an-biya@mail.ru".
В указанной рекламе, сведения о лице, оказывающем финансовую услугу - Сбербанк РФ, расположены, слева по краю рекламного модуля, выполнены способом, затрудняющим его восприятие.
Из письменных пояснений ИП Зарецкого, следует, что при печати в типографии было потеряно качество, и данная информация плохо читаема.
В указанной рекламе рекламируется, в том числе финансовая услуга - ипотека (кредит на приобретение жилья), следовательно, реклама должна сопровождаться информацией о кредитной организации предоставляющей финансовые услуги.
В связи с тем, что информация о кредитной организации выполнена нераспознаваемым шрифтом, Комиссия признает данную информацию отсутствующей.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе сведения о лице, оказывающем финансовую услугу (ипотека), отсутствуют, что противоречит ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
На странице 46 в рубрике "Финасовые услуги" размещены 115 (сто пятнадцать) рекламных объявлений о предоставлении займов, микрозаймов и т.п., с указанием условий их предоставления.
В рекламе, размещенной на странице 46 в газете "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015), в рубрике "Финасовые услуги" отсутствуют сведения о лицах (115 (сто пятнадцать)), предоставляющих займы, микрозаймы и т.п., что указывает на нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О рекламе", реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" не допускается.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах" "О кредитной кооперации" "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" "О сельскохозяйственной кооперации"
В соответствии со ст.14 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии со ст.12. Федерального закона "О рекламе", рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
На определение о возбуждении дела N1-ФАС22-Р/01-16 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ИП Зарецким, издателем газеты "Деловой Бийск", не представлены документы, подтверждающие статус рекламодателей финансовых услуг, в связи с их отсутствием.
Следовательно, реклама финансовых услуг, размещенная на странице 46, в рубрике "Финасовые услуги", размещена в газете "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015) с нарушением требований частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ст.16, частями 1, 13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", несет, в том числе рекламораспространитель.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем является издатель газеты "Деловой Бийск" ИП Зарецкий<_>
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения рекламораспространителем ИП Зарецким, издателем газеты "Деловой Бийск" требований ст.16; частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в распространении в газете "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015) ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют сведения о лицах, предоставляющих финансовые услуги; в распространении рекламы без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
В соответствии с ч.4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовых услуг ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены требования частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу в выпуске газеты "Деловой Бийск"" (N46(1096) от 18 ноября 2015), в связи с отсутствием в рекламе пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
3. Признать рекламораспространителя ИП Зарецкого, издателя газеты "Деловой Бийск" нарушившим требования ст.16 и частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
4. Вынести рекламораспространителю ИП Зарецкому, издателю газеты "Деловой Бийск" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП Зарецкого дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N13
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
11 февраля 2016 г. г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 11 февраля 2016 г. по делу N1-ФАС22-Р/01-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространенной ИП Зарецким (издатель газеты "Деловой Бийск") в газете "Деловой Бийск" (N46(1096) от 18 ноября 2015 г.), поскольку при ее распространении нарушены требования ст.16, частей 1,13,14 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Зарецкому, издателю газеты "Деловой Бийск" (659335, г.Бийск, <_>) в срок до 11 марта 2016 г. прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в газете "Деловой Бийск" ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которых отсутствуют информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги (ипотека, займы, микрозаймы и др.), а также прекратить распространение рекламы в указанной газете без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы", предусмотренных ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 11 февраля 2016 г. N 1-ФАС22-Р/01-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 4.3.2016