Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 18 февраля 2016 г. N 168/2015
Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2016
Полный текст решения изготовлен 18.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 168/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 168/2015 по признакам нарушения ПАО "Кубаньэнерго" (350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А), ОАО "Кубаньэнергосбыт" (350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, 55/1) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России из прокуратуры Красноармейского района письмом от 17.02.2015 N 1р-2015 (вх. в Управление от 05.03.2015 N 2452) поступило обращение <_> (далее - Заявитель) на действия ПАО "Кубаньэнерго", ОАО "Кубаньэнергосбыт".
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
22.10.2013 ПАО "Кубаньэнерго" проведены внеочередные испытания эл. энергии по показаниям качества, установленным ГОСТ 13109-97 на ПС 110/35/10 кВ "Красноармейская" 2 сш., ТП-К-8-730, расположенной по адресу: <_> по результатам которых выявлено не соответствие напряжения, о чем составлен соответствующий Протокол N 235-2013-1026.
Также 06.05.2015 ПАО "Кубаньэнерго" зафиксировано отклонение качества электроэнергии по напряжению от установленных ГОСТ 33073-2014, о чем составлен соответствующий Протокол испытаний N 235-2015-459.
Услуги по передаче эл. энергии урегулированы ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ПАО "Кубаньэнерго" путем заключения договора оказания услуг по передаче эл. энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5.
С целью улучшения качества эл. энергии поставляемой Заявителю ОАО "Кубаньэнергосбыт" неоднократно обращалось в адрес ПАО "Кубаньэнрего" о необходимости проведения работ по замене ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта <_>
В свою очередь, ПАО "Кубаньэнерго" осуществило действия по перераспределению нагрузок на ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта.
Однако, 09.07.2015 Заявитель повторно обратился в адрес ПАО "Кубаньэнерго" с жалобой на ненадлежащее качество эл. энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (статья 542 ГК РФ).
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Требования к качеству электрической энергии установлены ГОСТом 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии. Номинальные напряжения до 1000В" утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576. Пунктом 3 ГОСТа 21128-83 определено номинальное напряжение в сетях потребителей, которое составляет 220 Вольт.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно п. 109 Правил N 354, по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В ходе рассмотрения обращения со стороны ПАО "Кубаньэнерго", ОАО "Кубаньэнергосбыт" не представлены Акты проверки качества коммунальной услуги по энергоснабжению, предусмотренные п. 109 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО "Кубаньэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО Красноармейский район, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ПАО "Кубаньэнерго" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении поставки электроэнергии ненадлежащего качества в жилой дом, расположенный в <_>
Приказом от 13.05.2015 N 195 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ПАО "Кубаньэнерго" возбуждено дело N168/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 168/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 15.05.2015 N 8938/6), назначена дата рассмотрения дела - 01.07.2015.
01.07.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представители ПАО "Кубаньэнерго": <_>по доверенности от <_> <_>по доверенности от <_> <_>
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства <_>о привлечении в дело ОАО "Кубаньэнергосбыт" в качестве заинтересованного лица, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 12.08.2015.
12.08.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; <_> представители ОАО "Кубаньэнергосбыт": <_>по доверенности от <_> <_>по доверенности от <_> надлежаще уведомленное ПАО "Кубаньэнерго" отсутствовало.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ПАО "Кубаньэнерго" об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 13.11.2015, а также определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 24.09.2015.
24.09.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представители ОАО "Кубаньэнергосбыт": <_>по доверенности от <_> <_>по доверенности от <_> надлежаще уведомленные <_> ПАО "Кубаньэнерго" отсутствовали.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ПАО "Кубаньэнерго" об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 03.11.2015.
03.11.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ПАО "Кубаньэнерго" - <_>по доверенности от <_> <_> надлежаще уведомленное ОАО "Кубаньэнергосбыт" отсутствовало.
На заседании, в связи с привлечением ОАО "Кубаньэнергосбыт" в качестве ответчика по делу N 168/2015, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 15.02.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 17.12.2015.
17.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представители ОАО "Кубаньэнергосбыт": <_>по доверенности от <_> <_>по доверенности от <_> <_> представители ПАО "Кубаньэнерго": <_>по доверенности от <_> <_>по доверенности от <_>
На заседании Комиссией объявлен перерыв рассмотрения дела до 23.12.2015.
23.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" - <_>по доверенности от <_> <_>, надлежаще уведомленное ПАО "Кубаньэнерго" отсутствовало.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ПАО "Кубаньэнерго", ОАО "Кубаньэнергосбыт" об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 08.02.2016.
08.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" - <_>по доверенности от <_> <_>; представитель ПАО "Кубаньэнерго" - <_>по доверенности от <_>
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства дела N 168/2015, установила следующее.
22.10.2013 ПАО "Кубаньэнерго" на основании сообщения Заявителя о ненадлежащем качестве эл. энергии, проведены внеочередные испытания эл. энергии по показаниям качества, установленным ГОСТ 13109-97 на ПС 110/35/10 кВ "Красноармейская" 2 сш., ТП-К-8-730, расположенной по адресу: <_> по результатам которых выявлено несоответствие напряжения, о чем составлен соответствующий Протокол N 235-2013-1026.
Также 06.05.2015 ПАО "Кубаньэнерго" зафиксировано отклонение качества электроэнергии по напряжению от установленных ГОСТ 33073-2014, о чем составлен соответствующий Протокол испытаний N 235-2015-459.
Услуги по передаче эл. энергии урегулированы ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ПАО "Кубаньэнерго" путем заключения договора оказания услуг по передаче эл. энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5.
С целью улучшения качества эл. энергии поставляемой Заявителю ОАО "Кубаньэнергосбыт" неоднократно обращалось в адрес ПАО "Кубаньэнрего" о необходимости проведения работ по замене ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта <_>
В свою очередь, ПАО "Кубаньэнерго" осуществило действия по перераспределению нагрузок на ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта, а также замене силового трансформатора на КТП К-8/730 мощностью 100 кВА на 160 кВА.
Однако, 09.07.2015 Заявитель повторно обратился в адрес ПАО "Кубаньэнерго" с жалобой на ненадлежащее качество эл. энергии.
Из пояснений <_> следует, что в августе 2015 года ПАО "Кубаньэнерго" перед узлом учета эл. энергии установили стабилизатор напряжения.
В ходе рассмотрения дела N 168/2015 из пояснений сторон Комиссией установлено, что указанный стабилизатор напряжения ПАО "Кубаньэнерго" установило в присутствии Заявителя, за свой счет. Документы, подтверждающие требование ПАО "Кубаньэнерго" от Заявителя оплаты расходов за установку и эксплуатацию стабилизатора напряжения в ходе рассмотрения дела N 168/2015 сторонами не представлены.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (статья 542 ГК РФ).
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Требования к качеству электрической энергии установлены ГОСТом 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии. Номинальные напряжения до 1000В" утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576. Пунктом 3 ГОСТа 21128-83 определено номинальное напряжение в сетях потребителей, которое составляет 220 Вольт.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно п. 109 Правил N 354, по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В ходе рассмотрения дела N 168/2015 Заявителем заявлено, что Регламент взаимодействия ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "Кубаньэнергосбыт" при рассмотрении обращений потребителей по вопросам качества поставляемой эл. энергии и(или) надежности энергоснабжения (далее - Регламент) ущемляет его интересы.
Комиссией указанные доводы рассмотрены и отклонены в виду следующего.
Регламент взаимодействия ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "Кубаньэнергосбыт" при рассмотрении обращений потребителей по вопросам качества поставляемой эл. энергии и(или) надежности энергоснабжения (далее - Регламент) подписан сторонами в целях исполнения договора оказания услуг по передаче эл. энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Однако в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, подписание сторонами указанного Регламента является волеизъявлением сторон, в связи с чем Регламент порождает гражданские права и обязанности только для лиц его заключивших.
Кроме того, отношения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг (в данном случае услуг по энергоснабжению) в части исполнения сторонами условий договора энергоснабжения, а также отношения по предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
В соответствии с Основными положениями от 04.05.2012 N 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 20 Основных положений от 04.05.2012 N 442).
В п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрены три случая, когда ресурсоснабжающая организация должна приступить к непосредственному предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, одним из которых является предоставление коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений). Только в этих случаях на ресурсоснабжающую организацию распространяются нормы действующего законодательства, относящиеся к исполнителю коммунальных услуг.
Согласно Постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" Государственная жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Кроме того, Государственная жилищная инспекция наделена полномочиями по привлечению юридических лиц к административной ответственности за нарушение ст. 7.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С учетом вышеизложенного, указанные отношения между потребителем (<_>) и исполнителем коммунальных услуг (ОАО "Кубаньэнергосбыт") по предоставлению коммунальной услуги по энергоснабжению ненадлежащего качества регулируются нормами жилищного законодательства.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона "О защите конкуренции").
08.02.2016 на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России по делу N168/2015 <_> сообщено, что он не осуществляет предпринимательскую и иную профессиональную деятельность приносящую доход, что занесено в протокол заседания Комиссии от 08.02.2016 (протокол имеется в материалах дела).
На основании вышеизложенного, в действиях ПАО "Кубаньэнерго", ОАО "Кубаньэнергосбыт" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 2-3.4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 168/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО "Кубаньэнерго", ОАО "Кубаньэнергосбыт".
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
О.Р. Коробкина
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 февраля 2016 г. N 168/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016