Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 12 февраля 2016 г. N 342/2015
Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2016
Полный текст решения изготовлен 12.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - зам. руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 342/2015 по признакам нарушения ОАО "Юггазсервис" (353925, г. Новороссийск, ул. Сипягина, 14) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России (далее - Управление) поступили обращения гр. <_>(далее - Заявитель) на действия (бездействие) ОАО "Юггазсервис" (далее - ГРО), выразившиеся в ущемлении интересов <_>путем выдачи Договора о подключении от 03.12.2014 N 1 и ТУ N 805, не соответствующих нормам Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
По заявлению <_>от 25.08.2014 (вх. в ОАО "Юггазсервис" от 29.08.2014 N 25.08.2014) ОАО "Юггазсервис" выдало ТУ от 09.09.2014 N 1306 для подключения <_> расположенного по адресу: <_> (далее - Объект), к сетям газоснабжения ОАО "Юггазсервис".
На заявление <_>от 15.10.2014 (вх. в ОАО "Юггазсервис" от 16.10.2014 N 4640) о предоставлении проекта договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения ОАО "Юггазсервис" в адрес Заявителя письмом от 30.10.2014 N 3727 направлен мотивированный отказ, в виду отсутствия информации от РЭК-ДЦиТ КК о размере платы за тех. присоединение к сети газораспределения ОАО "Юггазсервис".
Размер платы за тех. присоединение к сети газораспределения ОАО "Юггазсервис" был установлен РЭК-ДЦиТ КК приказом от 14.11.2014 N 20/2014-газ в размере 35000 руб. для потребителей с максимальным часовым расходом газа до 5 м3.
03.12.2015 ОАО "Юггазсервис" подготовлен и направлен в адрес <_> договор о подключении к сети газораспределения N 1.
Заявитель, рассмотрев представленный проект Договора N 1 и ТУ 09.09.2014 N 1306, направил в адрес ОАО "Юггазсервис" мотивированный отказ от подписания Договора и ТУ (вх. в ОАО "Юггазсервис" от 15.01.2015 N 64).
В свою очередь, ОАО "Юггазсервис" письмом от 13.02.2015 N 494 направило в адрес Заявителя протокол урегулирования разногласий к Договору и ТУ, частично удовлетворив требования Заявителя.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 23.04.2015 по делу N 2-1697/15 удовлетворены исковые требования <_> к ОАО "Юггазсервис" о подготовке и выдаче ТУ с указанием точки подключения на границе земельного участка, с указание диаметра, материала трубы, а также Договора с указанием срока подключения до 27.09.2015. Указанное решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска оставлено в силе апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23.07.2015. Определением Краснодарского краевого суда от 23.12.2015 ОАО "Юггазсервис" отказано в передаче кассационной жалобы на Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 23.04.2015 по делу N 2-1697/15 и апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23.07.2015.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено, что сторонами не урегулированы разногласия по условиям п. 1.3, 2.3.1 Договора N 1 и раздела 2 ТУ, в части не указания точки присоединения, ТУ содержат требования о разработке Заявителем проекта газоснабжения, установке сигнализатора загазованности.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения N 1314).
Согласно п. 77 Правил подключения N 1314, в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий. Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.
При направлении заявителем в течение 30 дней со дня получения от исполнителя проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении с предложениями заявителя по корректировке проекта договора о подключении исполнитель обязан в течение 30 дней со дня получения мотивированного отказа известить заявителя о принятии или об отклонении предложений заявителя (п. 79 Правил подключения N 1314).
В соответствии с п. 80 Правил подключения N 1314, при отклонении исполнителем указанных в пункте 79 настоящих Правил предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении.
В абзаце 4 пункта 2 Правил подключения N 1314 указано, что исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Постановлением Федеральной энергетической Комиссии Российской Федерации (в настоящее время ФСТ России) от 29.08.2005 N398-э, ОАО "Юггазсервис" является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и включено в раздел 2 "Транспортировка природного газа по трубопроводам" за регистрационным номером 23.2.51.
В соответствии с абзацем 4 п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998, газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Выдача технических условий представляет собой обязательный элемент договорного механизма подключения объекта к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно Правилам подключения N 1314 на ОАО "Юггазсервис" возложены обязательства по выдаче технических условий и заключения договора на подключение объектов газопотребления и газораспределения.
Указанное свидетельствует, что механизм выдачи технических условий и заключения договора о подключении к сетям газораспределения является необходимым элементом для последующего осуществления действий по получению услуги по транспортировке газа.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Юггазсервис" занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа в пределах присоединенных и эксплуатируемых газораспределительных сетей, в географических границах МО г. Новороссийск, с долей 100%.
На основании вышеизложенного в действиях ОАО "Юггазсервис" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом от 01.10.2015 N 489 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "Юггазсервис" возбуждено дело N 342/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 342/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 14.10.2015 N 19464/6), назначена дата рассмотрения дела - 03.12.2015.
03.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "Юггазсервис" - <_>(доверенность от <_>), представитель ОАО "Юггазсервис" - <_>(доверенность от <_>); <_>, представитель <_>- <_>по доверенности от <_>
03.12.2015 Комиссией, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 14.03.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела на 01.02.2015.
01.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "Юггазсервис" - <_> (доверенность от 02.12.2015 N 8012); надлежаще уведомленная <_>отсутствовала.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства дела N 342/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО "Юггазсервис" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Действия ОАО "Юггазсервис" по выдаче Договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения и ТУ, содержащие условия, противоречащие требованиям Правил подключения N 1314, осуществлены ОАО "Юггазсервис" в 2015 году.
Статья 9.21 КоАП РФ в редакции, действовавшей в 2015, не предусматривала ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) подключения к газораспределительным сетям.
С учетом вышеизложенного, Комиссий Краснодарского УФАС России не установлены основания для передачи материалов дела N 342/2015 должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО "Юггазсервис" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, 39.1, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 342/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Юггазсервис".
Не передавать материалы дела N 342/2015 должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО "Юггазсервис" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
Е.В. Жидко
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 февраля 2016 г. N 342/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016