Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 18 февраля 2016 г. N 490/2015
Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2016
Полный текст решения изготовлен 18.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 490/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Тарасова С.П. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 490/2015 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (350000, г. Краснодар, ул. Ленина, 40/1) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России из ФАС России поступило обращение ООО "Спортивный комплекс "Труд" (далее - Заявитель) на действия ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", выразившиеся в одностороннем изменении условий Договора поставки газа от 20.10.2014 N 25-4-06275/15, в части изменения порядка расчетов за потребленный газ с коммунально-бытового потребления на потребление для промышленных нужд.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
Между ООО "Спортивный комплекс "Труд" и ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" заключен договор поставки газа от 20.10.2014 N 25-4-06275/15.
Точкой поставки газа по Договору N 25-4-06275/15 является котельная стадиона, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Береговая, 9 (далее - Объект).
Поставляемый газ используется Заявителем на отопление, горячее водоснабжение Объекта, т.е. на коммунально-бытовые нужды.
В августе 2015 ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" направило ООО "Спортивный комплекс "Труд" Акт к Договору N 25-4-06275/15, в котором указано, что поставленный объем газа использован не на коммунально-бытовые нужды, а на промышленные.
Таким образом, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в одностороннем порядке изменило порядок расчетов и определения цены за газ по Договору поставки газа N 25-4-06275/15.
ООО "Спортивный комплекс "Труд" обратилось в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" с требованием вернуть порядок расчета, предусмотренный Договором N 25-4-06275/15.
В свою очередь, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" письмом от 13.08.2015 N 25-05-21/4729 оказало Заявителю, указав, что поскольку основным видом деятельности общества является получение прибыли, то потребление газа не является коммунально-бытовым потреблением газа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" под потребителем газа (абонентом газоснабжающей организации) понимается юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" должна быть установлена цель приобретения им топливно-энергетических ресурсов.
В Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-газ "Сведения об использовании сетевого (сжиженного) газа" утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.10.2000 N 94 (далее - Постановление N 94), в отпуск газа на коммунально-бытовые нужды включается: расход газа на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и другие санитарно-гигиенические нужды жилых, учебных, лечебных, спортивных, торговых, зрелищных зданий, детских учреждений, санаториев, домов отдыха, домов для престарелых и инвалидов, а также нужды других зданий и учреждений коммунально-бытового назначения, осуществляемый от котельных независимо от их мощности и статуса (коммунальные или промышленные).
В соответствии со Стандартом РД 2.5-141-2005, введенным в действие с 18.03.2005 распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18, коммунально-бытовым потребителем считается потребитель, использующий газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).
Таким образом, под коммунально-бытовыми потребителями следует понимать категории потребителей, использующих приобретенный у поставщика газ для коммунально-бытовых потребностей, то есть расходующих газ на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией населения и объектов коммунально-бытовой и социальной сферы.
Таким образом, согласно Постановлению N 94 ООО "Спортивный комплекс "Труд" осуществляет потребление газа на коммунально-бытовые нужды.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" является поставщиком газа по договорам конечным потребителям в МО г. Краснодар.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" занимает доминирующее положение на рынке поставки газа конечным потребителям - физические лица, в границах МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 08.12.2015 N 678 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" возбуждено дело N 490/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 490/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 21.12.2015 N 24597/6), назначена дата рассмотрения дела - 15.02.2016.
15.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; надлежаще уведомленные стороны отсутствовали.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 490/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между ООО "Спортивный комплекс "Труд" и ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" заключен договор поставки газа от 20.10.2014 N 25-4-06275/15.
Точкой поставки газа по Договору N 25-4-06275/15 является котельная стадиона, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Береговая, 9 (далее - Объект).
Поставляемый газ используется Заявителем на отопление, горячее водоснабжение, т.е. на коммунально-бытовые нужды.
В августе 2015 ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" направило ООО "Спортивный комплекс "Труд" Акт к Договору N 25-4-06275/15, в котором указано, что поставленный объем газа использован не на коммунально-бытовые нужды, а на промышленные.
Таким образом, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в одностороннем порядке изменило порядок расчетов и определения цены за газ по Договору поставки газа N 25-4-06275/15.
ООО "Спортивный комплекс "Труд" обратилось в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" с требованием вернуть порядок расчета, предусмотренный Договором N 25-4-06275/15.
В свою очередь, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" письмом от 13.08.2015 N 25-05-21/4729 оказало Заявителю, указав, что поскольку основным видом деятельности общества является получение прибыли, то потребление газа не является коммуналь-бытовым потребление газа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" под потребителем газа (абонентом газоснабжающей организации) понимается юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" должна быть установлена цель приобретения им топливно-энергетических ресурсов.
В Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-газ "Сведения об использовании сетевого (сжиженного) газа" утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.10.2000 N 94 (далее - Постановление N 94), в отпуск газа на коммунально-бытовые нужды включается: расход газа на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и другие санитарно-гигиенические нужды жилых, учебных, лечебных, спортивных, торговых, зрелищных зданий, детских учреждений, санаториев, домов отдыха, домов для престарелых и инвалидов, а также нужды других зданий и учреждений коммунально-бытового назначения, осуществляемый от котельных независимо от их мощности и статуса (коммунальные или промышленные).
В соответствии со Стандартом РД 2.5-141-2005, введенным в действие с 18.03.2005 распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18, коммунально-бытовым потребителем считается потребитель, использующий газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).
Под коммунально-бытовыми потребителями следует понимать категории потребителей, использующих приобретенный у поставщика газ для коммунально-бытовых потребностей, то есть расходующих газ на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией населения и объектов коммунально-бытовой и социальной сферы.
18.12.2015 за N 14113 от ООО "Спортивный комплекс "Труд" поступило ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 490/2015, в связи с отсутствием ущемления интересов.
Указанное ходатайство рассмотрено Комиссией Краснодарского УФАС России по делу N 490/2015 и удовлетворено.
Согласно п.4 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум N30) оценивая действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, то есть антимонопольному органу при установлении признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" необходимо доказать, что результат таких действий привел или может привести к ущемлению интересов заявителя.
С учетом вышеизложенного, а также с учетом удовлетворения ходатайства ООО "Спортивный комплекс "Труд", Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N490/2015 в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" не установила факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 490/2015, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар".
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Е.В. Жидко
С.П. Тарасова
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 февраля 2016 г. N 490/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016