Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 17 февраля 2016 г. N 449/2015
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2016
Полный текст решения изготовлен 17.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 449/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 449/2015 по признакам нарушения ПАО "Кубаньэнерго" (350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России из ФАС России, поступило коллективное заявление граждан: <_> (далее - Заявители) на действия ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Сетевая организация), выразившееся в определении в п. 7 ТУ N 03-06/0372-15, N 03-06/0373-15, N 03-06/0371-15, N 03-06/0358-15, N 03-06/0359-15, N 03-06/0347-15, N 03-06/0348-15, N 03-06/0349-15, N 03-06/0350-15, N 03-06/0582-15, N 03-06/0610-15, N 03-06/0453-15, N 03-06/0344-15, N 03-06/0541-15, точки подключения - распределительные сети 0,4 кВ с/т "Криница", в нарушение требований п. 8 (5) Правил технологического присоединения N 861.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
На основании заявок вышеуказанных Заявителей ПАО "Кубаньэнерго" выданы следующие Договоры на технологическое присоединение и ТУ, как неотъемлемое приложение к Договору:
- от 25.08.2015 N 11106-15-00255832-1 и ТУ N 03-06/0372-15 (<_>);
- от 24.08.2015 N 11106-15-00256178-1 и ТУ N 03-06/0373-15 (<_>);
- от 24.08.2015 N 11106-15-00255836-1 и ТУ N 03-06/0371-15 (<_>);
- от 21.08.2015 N 11106-15-00255226-1 и ТУ N 03-06/0358-15 (<_>);
- от 21.08.2015 N 11106-15-00255222-1 и ТУ N 03-06/0359-15 (<_>);
- от 21.08.2015 N 11106-15-00255166-1 и ТУ N 03-06/0347-15 (<_>
- N 11106-15-00255278-1 и ТУ N 03-06/0348-15 (<_>);
- от 24.08.2015 N 11106-15-00255160-1 и ТУ N 03-06/0349-15 (<_>);
- от 21.08.2015 N 11106-15-00255232-1 и ТУ N 03-06/0350-15 (<_>);
- N 11106-15-00264608-1 и ТУ N 03-06/0582-15 (<_>);
- N 11106-15-00266670-1 и ТУ N 03-06/0610-15 (<_>);
- от 17.08.2015 N 11106-15-00258972-1 и ТУ N 03-06/0344-15 (<_>);
- от 24.08.2015 N 11106-15-00255086-1 и ТУ N 03-06/0344-15 (<_>);
- от 07.09.2015 N 11106-15-002563072-1 и ТУ N 03-06/0541-15 (<_>).
Заявители, не согласившись с условиями ТУ, с соответствующими письмами обратились в адрес ПАО "Кубаньэнерго" о внесении изменений в ТУ, в части осуществления технологического присоединения к сетям ПАО "Кубаньэнерго" без использования сетей СНТ "Криница".
ПАО "Кубаньэнерго" рассмотрев указанные письма Заявителей отказало во внесении изменений в ТУ.
Статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых одна из сторон заключенного договора намерена внести изменения в заключенный договор.
Изменение условий заключенного договора осуществляется в порядке, определенном главой 29 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Протокол разногласий с мотивированным обоснованием).
Пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Процедура технологического присоединения установлена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила 861).
Согласно п. 8 (5) Правил N 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Однако Заявителями в обращениях к ПАО "Кубаньэнерго" изложено намерением осуществить технологическое присоединение Объектов непосредственно к эл. сетям ПАО "Кубаньэнерго" без использования сетей СНТ "Криница".
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО "Кубаньэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ПАО "Кубаньэнерго" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 24.11.2015 N 631 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ПАО "Кубаньэнерго" возбуждено дело N 449/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 449/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 07.12.2015 N 23535/6), назначена дата рассмотрения дела - 04.02.2016.
04.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; <_><_><_><_><_><_> представитель <_>- <_>по доверенности от <_> надлежаще уведомленные ПАО "Кубаньэнерго", <_> <_> <_><_><_><_><_><_>отсутствовали.
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства дела, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
На основании вышеизложенного, в действиях ПАО "Кубаньэнерго" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, 39.1, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 449/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО "Кубаньэнерго".
Передать материалы дела N 449/2015 должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
Е.В. Жидко
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 февраля 2016 г. N 449/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016