Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 20 января 2016 г. N 1-00-25/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Технологии управления переводом" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Рособоронэкспорт" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг лингвистического сопровождения деятельности ОАО "Рособоронэкспорт" (реестровый N 31502961893) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске заявке Заявителя к участию в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Рособоронэкспорт" в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
16.11.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 16.11.2015 дата окончания подачи заявок - 02.12.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 17.12.2015, дата подведения итогов - 17.12.2015.
Начальная (максимальная) цена договора - 50 000 000, 00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 30.12.2015
N Р7605/3-227 заявка Заявителя была отклонена от участия в Закупке в связи с непредоставлением свидетельства из ФНС России об освобождении от уплаты НДС, а также в связи с несоответствием Заявителя требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства).
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик неправомерно отклонил его заявку от участия в Закупке, поскольку она полностью соответствовала требованиям Закупочной документации.
Заказчик с указанным доводом жалобы Заявителя не согласился, представив при этом письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с пунктом 15 Информационной карты Закупочной документации участник обязан декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем заполнения декларации по форме раздела N 5 Закупочной документации, форма которой изменению не подлежит. Отсутствие в составе заявки участника декларации и/или изменение формы декларации, является основанием отклонения заявки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Вместе с тем, в составе своей заявки Заявитель представил вышеуказанную декларацию, а также выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой 100 % долей общества Заявителя принадлежат единственному учредителю из республики Кипр. Изучив сведения указанной выписки, Заказчик усмотрел основание для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке.
Согласно части 1.1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" настоящего пункта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно подпункту "г" вышеуказанной нормы ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, которое получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
При этом, Заявитель представил в составе заявки Свидетельство о внесении записи в реестр участников проекта о присвоение статуса участника проекта создания и функционирования инновационного центра "Сколково". Следовательно, Заявитель подтвердил свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Одновременно, Заказчик усмотрел иное основание для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке в виде непредоставления последним свидетельства из ФНС России об освобождении от уплаты НДС.
Согласно пункту 15 Информационной карты Закупочной документации участник должен представить свидетельство из ФНС России об освобождении от уплаты НДС (в случае если юридическое лицо платит НДС по ставке 0%; в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица не являются плательщиками НДС).
Между тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частями 1, 3 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, вышеуказанное право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика носит уведомительный характер. При этом, Закупочная документация не содержит требований о предоставлении участниками документов, подтверждающих факт направления в налоговый орган уведомлений об освобождении от исполнения обязанностей по уплате налога.
Таким образом, Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Закупке. В действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 января 2016 г. N 1-00-25/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016